Какова правда о переписи в Чечне?

Какова правда о переписи в Чечне?

В результате прошлогоднего поголовного подсчета народонаселения республики, напомню, обнаружилось, что в Чечне проживают 1 млн 87 тыс. человек, что чуть ли не в два раза больше, чем до начала двух войн последнего десятилетия, унесших, по разным данным, до 250 тысяч жизней.

 

Для успешного проведения акции по всей республике были привлечены сотни людей, в основном учителя средних школ. Балансирующие на грани нищеты носители в массы «разумного, доброго, вечного» не смогли выдержать искушения перед обещанным гонораром и обеспечили приятные во всех отношениях для заказчиков данные о неожиданном демографическом взрыве в Чечне.

 

За работу переписчикам обещали деньги в количестве 622 рубля, а особенно старательным, то есть начальникам переписных участков, — даже около 1500 рублей. Но ни копейки ни тем, ни другим, по устоявшейся традиции, до сих пор не заплатили.

 

Сами обманутые переписчики настроены решительно и не намерены больше ждать. В Урус-Мартане и Грозном они уже провели пикеты с требованием заплатить за труд. Более того, переписчики пригрозили властям, что если с ними немедленно не расплатятся, то они обнародуют некоторые щепетильные подробности о том, как на самом деле происходил подсчет населения Чечни.

 

Одна из активисток «переписного движения», мать четверых детей Аминат Асхабова из Урус-Мартана, рассказала мне, что она согласилась участвовать в «этом фарсе» исключительно из-за денег и теперь понимает, что ее, как и сотни других переписчиков, бессовестно надули. «Сначала нам всем было велено выполнить план — 100 мертвых душ с каждого переписчика, — рассказывает Аминат. — На одну сельскую улицу приходилось по два переписчика, значит, получается 200 лишних человек с улицы. Потом «разнарядку» поменяли, решив, что чем больше мертвых душ предъявит переписчик, тем больше будут его премиальные, которые нам обещали сверх официального гонорара. Конечно, многие возмущались, но нам объяснили, что это делается для блага республики: мол, чем больше людей будет проживать в Чечне, тем больше бюджетных денег будет направлено на ее восстановление».

 

Сразу же после объявления официальных итогов переписи министр по делам Чечни Станислав Ильясов заявил, что перепись доказала: в Чечне за две войны погибли не более 10—12 тысяч человек (видимо, полагая, что это не так уж и много).

 

Майнат АБДУЛАЕВА,

Новая газета