Иракский «прокол» российской разведки

Иракский «прокол» российской разведки
В качестве одной из главных задач США и Великобритании в планах по свержению режима Саддама Хусейна, еще до начала военной кампании в Ираке, рассматривался захват архивов иракских спецслужб. Наблюдатели отмечают, что это ключевой вопрос не только для ЦРУ и МИ-6, но и для СВР России. До сих пор остается неизвестным: вышла ли ситуация из-под контроля этих спецслужб или следует говорить о намеренной утечке информации, но в английской прессе появились компромитирующие Москву данные, полученные из документов в штаб-квартире спецслужб Ирака, после того как она была разграблена местными мародерами.

Сообщалось, что наряду с мародерами, вскоре после падения Багдада, к штаб-квартире иракских спецслужб устремились агенты западных разведок и многие иностранные журналисты. По информации газеты «Обсервер», в разрушенном бомбардировками здании Главного управления разведки были найдены инструкции российских спецслужб о том, как должностным лицам «Мухабарата» (иракская спецлужба - прим. авт.) следует вести себя с международными инспекторами во время проводимых ими поисков оружия массового поражения в Ираке.

В документах, которые датированы 18 ноября 2002 года, рекомендуется обходиться с ними «мягко, спокойно, отвечать на вопросы, тщательно подбирая слова». Однако запрещено «давать пространные ответы на любые вопросы или вдаваться в подробности по сути задаваемых вопросов». Среди обнаруженных документов есть материалы, полученные «Мухабаратом» от российских спецслужб, в сентябре прошлого года, но об их содержании пока неизвестно.

Другая английская газета, «Санди телеграф», сообщила о том, что в марте 2002 года Москва передала представителю Главного управления разведки, действовавшему под прикрытием посольства Ирака в России, содержание личных переговоров премьер-министра Великобритании Тони Блэра с итальянским премьером Сильвио Берлускони. Свидетельствующие об этом документы также были найдены в штаб-квартире «Мухабарата».

Из этого следует, что российская разведка передавала Багдаду секретную информацию о планах лидеров ведущих стран мира в отношении иракского режима. Более того, «Санди телеграф» сообщает, что Москва и Багдад подписали соглашение об обмене разведывательной информацией, в том числе по деятельности Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды», «лагерях подготовки чеченских боевиков», а также о взаимопомощи в проведении операций в третьих странах. В разграбленной штаб-квартире также были найдены копии поздравительных открыток, которые начальник Главного управления разведки генерал-лейтенант Тахир Джалиль Хаббуш ат-Тикрити отправлял директору СВР России. В пресс-бюро СВР отказались комментировать данные сообщения западных СМИ.

По всей видимости, российской резидентуре в Багдаде не удалось полностью вывезти в Москву архивы иракских спецслужб, хотя такая задача была поставлена перед русскими. В то же время отмечается, что объем документов, свидетельствующих о тесном взаимодействии Москвы и Багдада по части спецслужб настолько велик, что на их уничтожение и, тем более, вывоз в образовавшейся военной ситуации требовалось достаточно много времени и затрат. Не ясно только, почему в Москве об этом не позаботились заранее. Так как теперь и без того оплошавшему в глазах Америки российскому руководству, из-за его «миролюбивой позиции» по Ираку, - предстоит отчитываться перед Вашингтоном и Лондоном по поводу найденного компромата.

Следует ожидать, что за появившимися в английской прессе публикациями последуют жесткие заявления в адрес Москвы, поскольку оглашенные сведения оставяют минимум возможностей для опровержений пособничества Кремлем диктаторскому режиму Саддама. Очевидно, что заявленная бывшим шефом СВР России Примаковым «сенсация» о его поездке в Багдад была составлена по договоренности с Путиным для некоторого сглаживания ожидаемого скандала, ввиду получения российскими спецслужбами информации о находке компромата в Багдаде раньше, чем это появилось в западных газетах.

Непредвиденный Кремлем нонсенс усиливает наблюдающуюся в последнее время тенденцию конца хитроумной дипломатии Путина в отношениях с Западом, когда ему удавалось демонстрировать общность интересов с ведущими государствами мира и, тем самым, в частности, сглаживать критику по самому болезненному для него вопросу чеченско - российской войны.

Ахмед Магомадов
ИА “DAYMOHK”