Особая энергия и страсть чеченской культуры

10 августа 2003 в 01:28
Особая энергия и страсть чеченской культуры
Рецензия на книгу «Чечня: война до конца?» под редакцией Фредерики Лонге Маркс (Париж: Тысяча и одна ночь, Февраль 2003 г.), 204 с., карты, библиография.

Недавно в свет вышла новая французская книга, которая представляет собой важный вклад в борьбу против гробового молчания и безразличия к Чечне, которое нарушают лишь самые отчаянные действия. Несмотря на заголовок (Чечня: война до конца?) основное внимание в книге все же уделяется не войне. Материалы этого сборника свидетельствуют о силе, а также особой энергии и страсти чеченского общества. Книга вышла под редакцией Фредерики Лонге Маркс, который является специалистом по исламу, проводил исследование о праздниках и обрядах Дагестана (Tradition et modernite a travers l'analyse des fetes et des ritual au Daghestan, Paris, 1992).

Европа и Америка предали Чечню «всемирному забвению, почти единогласному безразличию, абсолютному одиночеству» (Андрэ Глюксманн). Книга начинается и заканчивается небольшими эссе о причинах и значении российско-чеченской конфронтации на фоне этого ужасного одиночества, соответственно Андрэ Глюксманна и Оливье Роя, специалиста по Кавказу и Афганистану. В своем эссе «Кто же террорист?» Глюксманн сравнивает ужасные масштабы разрушения в Чечне с чрезвычайно близкими ассоциациями и соответствиями для французских читателей. Сколько же всего людей погибло с 1995 года? По различным оценкам от 100,000 до 300,000 человек, а применительно к Франции - это от 6 до 20 миллионов погибших. Масштаб и интенсивность разрушений просто огромны: «Грозный - это Герника в десятой степени». Кроме того, поскольку авторитарное государство заклеймило целый народ как «террористов», Европа спокойно воспринимает геноцид, как носорог в пьесе Ионеско. Когда бы Глюксманн не говорил о Чечне, он старается передать очень личное чувство тревоги, чувство очевидца, которого глубоко тронуло то, что он увидел собственными глазами. В данном случае он призывает французских читателей задуматься об ужасных последствиях этой войны для всего мира. Эта война служит исключительно для того, чтобы «выбить идею свободы из каждой российской головы» - а это уже несомненно вопрос мирового масштаба, так как пример подает член Совета Безопасности ООН, это своего рода поощрение всевозможных тиранов на совершение подробных кровавых преступлений. Оливье Рой также говорит, что Россия играет ключевую роль любого решения конфликта. Чеченская война «находится сегодня в самом центре российского вопроса, к великому несчастью для чеченцев, а также все большему и большему числу россиян». Международное сообщество попросту одурманено надуманным представлением чеченцев как террористов, хотя при более близком рассмотрении и в свете бесконечного затягивания войны ни один из аргументов против независимости Чечни не имеет подлинной стратегической перспективы.

Эти два небольших эссе обрамляют четыре более объемных материала. Автором двух глав является Майрбек Вачагаев, чеченский историк и бывший пресс-секретарь Президента Масхадова, который в настоящее время проживает в Париже: это введение в историю чечено-российских отношений с древних времен до настоящего времени, и подробная хронология чеченской политической жизни в период с 1990 по 1999 гг.. кроме того, книга содержит эссе о ценностях чеченского общества в прошлом и настоящем, за которым следуют несколько отрывков из интервью, автором которых является Фредерика Лонге Маркс, а также введение в историю ислама среди чеченцев под редакцией российского специалиста по исламу Михаила Рощина. Собранные в книге материалы объединяет постоянный акцент на том, что держит чеченское общество объединенным. Этот сборник является прекрасным примером того, как следует писать об уникальности чеченской культуры без высокомерности и неловких заявлений, которые проскакивают даже в серьезных российских публикациях. Читателям предлагается ознакомиться с центральной ролью, которую в чеченском обществе играли свобода и демократия, как люди взаимосвязаны в рамках семьи и тейпа, а также чувства ответственности по отношению к другим. Лонге Маркс пишет, как взаимодействуют эти две силы - свобода и ответственность перед обществом: «Каждый чеченец знает, что нет ничего окончательного. Он всегда пытается защитить то, что является необходимым - свободу. В то же самое время именно эта свобода характеризует чеченца в представлении его судьбы и неизменной связи с обществом. Сохраняется личная свобода суждений... (но) коллектив также его обязывает. Ни один чеченец не существует сам по себе" (с. 76). Эта двойная сила является источником силы и слабости чеченского общества, источником социальной сплоченности и источником разногласий, что существенно осложняет политику. Как отмечает Георгий Харахидзе в интервью с Лонге Маркс, в чеченском обществе не существует классов, «не совсем демократия в общепринятом смысле, а демократический образ жизни с свободным волеизъявлением каждого» (с. 96).

Исследование чеченской истории Майрбека Вачагаева указывает на то, что постоянное сопротивление российской и советской гегемонии сформировало народ, который не просто отказывается подчиниться, но и учит других, как выжить в самых неблагоприятных условиях, в условиях ссылки. По мнению Вачагаева, тейповая организация общества формирует чеченскую индивидуальность и снабжает ее уникальной необузданной энергией, готовностью рисковать собственной жизнью ради долга и чести. Люди такого темперамента не могут представлять просто массу. Для чеченцев понятие свободы имеет глубокие личностные корни (с. 178 - 181). Михаил Рощин предлагает четкое и информативное обсуждение религиозного видения тяготения чеченского общества к суфизму. Здесь также огромную роль играет уникальный опыт личности в области религиозной жизни. Рощин рассказывает о простом, но памятном случае, когда он на себе испытал эту уникальную энергию личности - во время трудной поездки на протяжении нескольких часов группа чеченских женщин буквально раскачивала автомобиль, энергично напевая религиозные песни.

У чеченцев есть особое чувство ответственности перед обществом, которое активизирует комплексные индивидуальные силы. В своем интервью с Лонге Маркс Умар Ханбиев указывает на важное понятие «ях», чувство общественной чести и моральной совести, которое вызывает чувство ответственности по отношению к друг другу, к своему происхождению, к предкам, тейпу и т.д. О значении и функциях тейпа говорят все авторы. По мнению Лонге Маркс, экспансия России практически не изменила чеченское общество и тейпы - несмотря на войны, депортацию, советизацию, советская власть почти ничего не контролировала за пределами Грозного даже в 1980-е. В своей хронологии в период с 1990 по 1999 гг. Вачагаев показывает, насколько Россия не понимала и тщетно надеялась разделить и использовать тейповую систему, тогда как перед лицом внешней опасности активизировалась особая чеченская солидарность.

Очень часто в книге затрагивается и центральная роль женщин и их более развитое чувство ответственности перед обществом. В введении Лонге Маркс упоминает о духовной силе, которая связывает молодых женщин 19 века, которые бросались в Терек у Дади-Юрта, с молодыми вдовами и сестрами убитых чеченцев, которые принесли себя в жертву в театральном центре на Дубровке, ради прекращения ужасов войны. С своей главе она затрагивает роль женщин как арбитров. Убийца может быть прощен матерью убитого, женщина может остановить конфликт, встав между враждующими сторонами. Война дала женщинам новые роли: единственные кормилицы, сопротивляясь российским солдатам, которые пришли грабить и арестовывать мужчин, собирая деньги для освобождения арестованных мужей и сыновей, на политических митингах с начала 90-х. Война также усилила влияние тейпов на детей, как ясно следует из заявления Аслана Вагапова о выборе, которые делают вдовы: они могут вновь выйти замуж, но дети должны оставаться в семье мужа. Позор - если братья погибшего позволят его детям жить с чужим человеком. В книге встречаются такие комментарии, иногда они даются без обширного контекста, и их слишком мало, чтобы европейские читатели могли в достаточной мере понять и осознать ужасную судьбу многих чеченских женщин в последние годы - бомбардировки сел, аресты и смерть мужей и сыновей, сестер и братьев, они сами становятся жертвами мародеров, которые насилуют и избивают всех, кого им удается найти, им приходится быть свидетелями невообразимых актов насилия, и все это происходит в постоянной атмосфере блокады, лагерей беженцев, проверок паспортного режима, ужасающей бедности.

И почему же эта бесконечная война и убийства вызывают лишь молчание, и больше ничего? Чечня полностью разрушена, превращена в руины, подвергается систематическому террору со стороны машины уничтожения. Эта война представляет очевидную опасность для российской души в купе с возвращением геноцида, лагерей, ложных обвинений, пыток и раболепия. Забвение Чечни - имеет гораздо большее значение для Европы, именно потому, что чеченцы настолько ценят свободу. Многие в Европе восхищались борьбой Шамиля за независимость. В 20-ом веке, практически единственные среди многочисленных жертв геноцидной политики, чеченцы восстали против государства, которое депортировало их как народ, предпочитая смерть приспосабливанию и выживанию без достоинства, а те чеченцы, кому удавалось остаться в живых, заставляли принять их способ жизни даже в местах ссылки. А сейчас, как отмечает Лонге Маркс, «на наших глазах, на землях Ноева ковчега, уничтожается народ с тысячелетней историей. Придется ли нам построить мифический ковчег и собрать в нем оставшихся чеченцев, чтобы спасти их от потока тяжелых испытаний, навязываемых российскими солдатами и контрактниками?» Ответа на этот вопрос в книге нет, но этот трогательно подобранный сборник, по крайней мере, что-то рассказывает европейским читателям о стойкости чеченской культуры. Он напоминает читателям, что эта война угрожает уничтожением народа, чьи высокие идеалы свободы всегда вдохновляли других.

Микаэла Пол, Вассар Колледж

The Chechen Times
www.chechnya.nl