Дело Закаева: суд вернется к вопросу об отстреленных пальцах

9 сентября 2003 в 22:17
Дело Закаева: суд вернется к вопросу об отстреленных пальцах

В магистратском суде Лондона на Боу-стрит продолжаются слушания дела об экстрадиции Ахмеда Закаева. Во вторник в суде выступил следователь грозненской прокуратуры Константин Криворотов. Именно он оформил протокол допроса Дук-Вахи Душуева - свидетеля, который утверждает, что оговорил Закаева под пытками.

Как передает корреспондент Граней.Ру, Криворотов заявил, что 1 декабря 2002 Душуев добровольно явился с повинной в ФСБ, и дал показания о причастности Закаева к похищению двух православных священников в 1996 году. Затем сотрудники ФСБ препроводили его в грозненскую прокуратуру. При этом, по словам Криворотова, никаких следов побоев или пыток на Душуеве не было заметно. Следователь не смог сказать, где содержался Душуев в первые два дня после задержания, однако подтвердил, что на третий день Душуева отвезли в тюрьму МВД, где его не приняли из-за нехватки мест. Криворотову и сотруднику ФСБ пришлось перевезти его в другой изолятор временного содержания.

По словам Криворотова, Душуев добровольно согласился дать показания перед телекамерой программы «Совершенно секретно», запись которой вышла в эфир НТВ 15 декабря. Следователь отметил, что дал Душуеву разрешение на интервью по просьбе пресс-службы ФСБ, сотруднику которой и принадлежала эта инициатива.

Душуеву было предъявлено обвинение в участии в незаконных вооруженных формированиях в период с 1996 по 2000 гг., так как в то время Душуев работал охранником министра культуры Ичкерии и носил оружие.

На вопрос адвоката, вменяется ли в вину Душуеву участие в обороне Грозного в 1999 году, и любой ли чеченец, участвовавший в ней, автоматически рассматривается как участник вооруженных формирований, Криворотов ответил утвердительно, пояснив, что в 1999 году российские военные проводили контртеррористичекую операцию, а значит, все кто им сопротивлялся являются участниками вооруженной бандгруппы.

Душуев утверждает, что был захвачен ФСБ, в течение 6 дней подвергался пыткам на базе в Ханкале, а затем был доставлен не в прокуратуру, а в здание УФСБ в Грозном, где его два дня допрашивали и заставили подписать заранее составленные показания. Во вторник в ходе перекрестного допроса Душуев вновь подробно рассказал об обстоятельствах своего задержания и подписания показаний против Закаева.

Что касается следователя прокуратуры, то он, по словам Душуева, появился, когда протокол уже был подписан, ему поручили лишь завершить оформление. Адвокат Татаев, по версии Душуева, появился в здании УФСБ лишь на следующий день в нетрезвом состоянии. Татаев извинился, пояснил, что был на вечеринке и за ним неожиданно приехали. По словам Душуева, адвокат заверил его, что после подписания протокола ему ничего не грозит: «Ты им нужен, как собаке светофор».

Душуев вновь заявил, что 2 декабря сотрудники ФСБ заставили его выучить наизусть текст показаний, а на следующий день повторить их перед телекамерой для программы «Совершенно секретно». В понедельник она была показана в лондонском суде.

После телесъемки Душуева, по его словам, повезли в суд, где оформили явку с повинной и меру пресечения - взятие под стражу. Затем его доставили в тюрьму МВД. Тюремщики, увидев следы побоев, отказались принять Душуева, и в результате он был доставлен в другую грозненскую тюрьму.

Впоследствии Душуев был выпущен на свободу, затем он бежал за границу и связался с адвокатами Закаева. Свое местожительство он сообщать отказывается по соображениям безопасности.

Обвинение потребовало, чтобы Душуев предоставил паспорт, по которому въехал в Великобританию. По словам прокурора, есть основания полагать, что этот паспорт фальшивый. Душуев отказался выполнить это требование. Прокурор возразил, что ссылка на соображения безопасности несостоятельна, поскольку британские власти «в состоянии найти любого человека, учитывая, что у нас есть договоры о сотрудничестве с такими странами, как, например, Грузия». Судья пока не принял решения по вопросу о проведении экспертизы паспорта Душуева.

Во вторник защита Закаева вернулась к эпизоду с отстрелом пальцев. Свидетель Иван Соловьев утверждает, что в 1998 году Закаев на допросе пытал его и отстрелил пальцы. Свои показания Соловьев подтвердил 11 июля в лондонском суде. 4 августа «Новая газета» сообщила, что показания Ивана Соловьева (настоящее имя - Виктор Александрович Соколов) сфабрикованы спецслужбами. По данным журналиста Анны Политковской, увечья рук были у Соколова уже в 1992 году. Защита собирается представить в суд дополнительные материалы по этому вопросу.

Напомним, что Генпрокуратура России выдвинула против Закаева обвинения в убийствах, терроризме, похищении людей. Защита утверждает, что обвинения носят политический характер, а в случае выдачи Закаеву грозят пытки и смерть в российской тюрьме. Основные слушания дела начались в Лондоне 9 июня. Со стороны защиты в суде выступали, в частности, депутаты Госдумы Сергей Ковалев и Юлий Рыбаков, со стороны обвинения - замминистра юстиции Юрий Калинин. По ключевому эпизоду дела - о похищении двух православных священников в 1996 году - дал показания бывший заложник отец Филипп. На этой неделе в суде должны выступить в качестве экспертов со стороны обвинения министр по делам Чечни Станислав Ильясов и член Совета Федерации Ахмар Завгаев.

Дания в прошлом году отказала России в просьбе об экстрадиции Закаева. В декабре он прибыл в Лондон, где был задержан, а затем отпущен под залог.

Грани.Ру