Березы Сиона

15 сентября 2003 в 00:37
Березы Сиона

Никто, на зависть прочим нациям,

Берущим силой и железом,

Не склонен к тонким операциям

Как тот, кто тщательно обрезан.

Игорь Губерман

 

20 апреля 1998 года суд Московского военного округа приговорил подполковника ГРУ Владимиру Ткаченко к трём годам заключения. Незадолго до этого другой офицер ГРУ – подполковник Геннадий Спорышев получил два года условно. Третий офицер ГРУ – отставной полковник Александр Волков проходил на данных процессах как свидетель.

 

Все трое участников судебного процесса были связаны между собой не только общей профессией (военная разведка), не только тем, что все они в своё время служили в Центре космической разведки ГРУ Министерства обороны РФ, но и общими деловыми интересами.

 

Все они были поставщиками конфиденциальной информации для израильской разведки «Моссад», которой передали за время сотрудничества более 200 секретных фотоснимков стран Ближнего и Среднего Востока. Покупателем же секретной информации был представитель «Моссад» в России Рувен Динель.

 

И вот здесь, читатель, следует взять небольшую паузу и немного перевести дух, поскольку всё сказанное далее, покажется, по крайней мере, странным и удивительным для человека, не знакомого с весьма сложными, неоднозначными и (представьте) весьма близкими отношениями между спецслужбами Израиля и России.

 

Дело в том, что г-н Динель был вовсе не шпион-нелегал, перешедший российскую границу с рацией за спиной и компасом в руке. Это не был легендированный резидент иностранной разведки и даже не резидент «под крышей». Всё было гораздо проще и интересней, чем можно предположить поначалу.

 

Рувен Динель был официальным (!!) представителем «Моссад» в Москве и легальным посредником между израильской разведкой и российскими спецслужбами.

 

Чтобы понять всю специфику подобных отношений между российским и израильскими разведками следует вернуться немного назад, в начало 90-х годов, в эпоху расцвета криминально-деловых операций российских спецслужб.

 

В 1992 положение дел в Министерстве обороны России было печально как никогда ранее. Под руководством «лучшего министра всех времён и народов» Павла Грачёва военное ведомство стремительно деградировало, финансирование армии стремительно сокращалось, падал уровень офицерских зарплат (что офицеры, привыкшие в советское время быть элитой общества, переносили весьма болезненно), процветала коррупция и тотальное воровство.

Каждое управление Министерства обороны выживало, по сути дела, в одиночку, о единой антикризисной концепции никто и не задумывался (тем более, что руководство военного ведомства и стесняло в действиях своих подчинённых, сознательно создавая благоприятный коррупционный климат).

 

Одной из первых в новых российских реалиях сориентировалась военная разведка. Центр космической разведки ГРУ, расположенный на Северо-Западе Москвы, в 1992 году официально выступил как один из крупнейших поставщиков слайдов, сделанных со спутниковых плёнок (прим. – секретность или несекретность данных изображений определяется, прежде всего, уровнем разрешения фотоизображения, один и тот же отпечаток с разным уровнем разрешения может классифицироваться и как несекретный (т.е. его продажа полностью укладывается в рамки бизнес-сотрудничества), и как секретный, и в этом случае его передача должна однозначно трактоваться как сотрудничество между спецслужбами в форме передачи секретной информации).

 

Тогда же, в начале 90-х годов, в Москву был откомандирован сотрудник израильской разведки Рувен Динель, который и стал одним из главных деловых партнёров российских спецслужб.

 

СПРАВКА

Спецслужбы Израиля

 

Комитет руководителей служб Ваадат

Секретная разведывательная служба Моссад.

Военная разведка Аман.

 

В структуру АМАНа входит:

Войсковая разведка - «Хель Модиин»

Разведка сухопутных войск - «Модиин Саде»

 

По мнению аналитиков спецслужб Израиля, данная система в определенной степени напоминает структуру военной разведки Третьего рейха (Абвер - войсковая разведка - разведка армий Востока).

 

Бюро научных отношений Лекем

Центр исследований и политического планировани МИД

Бюро по связям Натив

Служба общей безопасности Шин-Бет (Шабак)

Национальная полиция

 

Основным руководящим органом разведки и служб безопасности является Комитет руководителей служб (Ваадат рашет хашерутим), известный подназванием Ваадат.

 

Секретная разведывательная служба Моссад (Моссад летафкидим меюхадим), обычно известная под названием Моссад, несет основную ответственность за операции за рубежом и подчинена премьер-министру. Контрразведка - служба общей безопасности (Шерутбитахонклали), сокращенно Шин-Бет (или Шабак), отвечает за безопасность и подчинена непосредственно премьер-министру. Военная разведка (Агаф модиин шел матэ клали) несет ответственность за военно-стратегическую разведку и радиоперехват, подчинена начальнику генерального штаба армии обороны Израиля. Министерство иностранных дел Израиля обеспечивает помощь в исследовательской деятельности и политическом планировании операций всех израильских служб. Министерство внутренних дел оказывает помощь национальной полиции в политических расследованиях и в организации охраны границ.

 

Внешнеполитической разведке и контрразведывательным службам оказывают помощь такие правительственные организации и ведомства, как министерство финансов (таможня и др.), министерство туризма, государственная авиакомпания «Эл ал», государственная компания морского судоходства ЦИМ. Неофициальные сионистские организации с центрами в Израиле и еврейские общины во всем мире также, когда это необходимо, оказывают помощь операциям израильских спецслужб.

 

Первым представителем ГРУ, на которого вышел Динель, был Александр Волков, в то время – начальник одного из подразделений Центра космической разведки ГРУ.

 

По согласования с руководством Волков вполне официально передавал Динелю фотоснимки (следует отметить, что на этом этапе передавались несекретные слайды и при этом деньги, вырученные от продажи, исправно вносились в кассу Центра). Сделки заключались совершенно открыто, либо в московских ресторанах, либо… в израильском посольстве (вообще то сам факт легального посещения посольства представителем спецслужб однозначно должен трактоваться как свидетельство очень тесного сотрудничества между разведками).

 

Качество материала, по всей видимости, вполне устраивало израильскую разведку и вскоре Динель обратился к Волкову с предложением о расширении сотрудничества, т.е. о продаже слайдов с повышенным уровнем разрешения.

 

Ситуация для ГРУ сложилась несколько щекотливая: с одной стороны, богатый заказчик, который исправно платит за поставляемую информацию, но с другой стороны «особые отношения» с арабскими странами, которым Россия постоянно и уже традиционно навязывает себя в качестве посредника во взаимоотношениях с Израилем и Западом.

 

Согласитесь, что «посредник», который «защищает» интересы арабского мира и одновременно ведёт против него активный шпионаж в тесном контакте с разведкой Израиля не вызывает ни малейшего доверия.

 

Но… для того и существует разведка, чтобы находить выход в самых сложных ситуациях и решать особо деликатные проблемы. И ГРУ вход нашло.

 

Волков уволился со службы и стал заместителем гендиректора коммерческой ассоциации «Совинформспутник» (которая, кстати, до сих пор является официальным и единственным посредником ГРУ в торговле космическими снимками), после чего, уже в качестве частного лица, обратился к бывшим сослуживцам (Ткаченко и Спорышеву) с предложением о деловом сотрудничестве (в 1994 году Спорышев официально так же уволился из ГРУ и привлёк к работе действующего офицера разведки Ткаченко, имевшего доступ к фильмотеке Центра).

 

И полученная с разведспутников ГРУ информация стала исправно пополнять базы данных «Моссад» (особо израильтян интересовали фотографии территории Ирака, Сирии, Ирана и Саудовской Аравии).

 

При этом до 1995 года российская контрразведка вообще не отслеживала встречи сотрудников ГРУ и резидента «Моссад» (странно, не правда ли?).

 

Вскоре организованная ГРУ утечка информации стала принимать настолько масштабный характер, что привлекла внимание арабских партнёров России и стала уже серьёзно угрожать интересам «честного русского посредника» на Ближнем Востоке.

 

И руководством России был дан сигнал ГРУ:

 

- канал передачи закрыть

 

- источник информации дезавуировать.

 

Вскоре сотрудниками Управления военной контрразведки ФСБ был «задержан с поличным» на станции метро «Белорусская» г-н Волков в момент, когда он передавал сотруднику "Моссада" Рувену Динелю 10 секретных слайдов с изображением территории ближневосточных стран.

 

Динеля (от греха подальше) выдворили из страны. Вскоре арестовали Ткаченко. Спорышев (ударившийся было в бега) благоразумно решил не искушать судьбу и благополучно «нашёлся», также представ перед следствием.

 

Обвинить всю троицу в измене Родине российские спецслужбы не решились (в этом случае процесс мог получиться слишком громким, да и получив столь полновесное и тяжёлое обвинение бизнесмены от ГРУ вполне могли организовать «слив» очень нежелательной для российских спецслужб информации).

 

В конце концов «высокие договаривающиеся стороны» достигли компромисса. Ткаченко изволил признать свою вину в разглашении государственной тайны (т.е. согласился признать, что передавал секретную информацию в качестве частного лица, а не агента ГРУ), за что и получил минимально возможный срок заключения.

 

Вернувшийся из бегов Спорышев вообще отделался условным наказанием (и сразу после суда снова бросился в бега, на этот раз скрываясь от кредиторов).

 

Главный же бизнесмен от ГРУ Волков вообще проходил на суде как свидетель (между прочим на следствии он неустанно твердил о собственном патриотизме и приверженности демократическим идеалам, заявляя буквально следующее: «Израиль - наш стратегический партнер, а Саддам - просто террорист. И я считал своим долгом помочь его противникам»).

 

Правда, и Волкова не обошли потери. Полученные от израильской разведки 345 тыс. долларов США (оплата последней партии слайдов) ему пришлось положить на счёт государственной фирмы «Металл-бизнес» - центра переподготовки офицеров, который учреждали Министерство обороны и завод «Серп и молот».

 

Арабских партнёров России на время удалось успокоить. Израиль так же был не в обиде (израильским спецслужбам вся тонкость ближневосточной политики России понятна как никому другому).

 

С приходом к власти в России Путина сотрудничество между российским  и израильскими спецслужбами было не только полностью восстановлено, но и стало стремительно развиваться (у самого Путина так же есть богатый опыт общения с израильскими спецслужбами – ещё в бытность свою председателем комитета мэрии Санкт-Петербурга по внешнеэкономическим связям и заместителем Собчака в 90-е годы Путин выезжал в Израиль, где неоднократно встречался с Яковом Кедми (он же Казаков Яков Иосифович, эмигрировавший в своё время из СССР); Яков Кедми занимает весьма высокое положение в политической системе Израиля и является традиционным посредником во взаимоотношениях между израильскими спецслужбами и российскими политиками).

 

Кроме того, Путину, курировавшему в мэрии С.-Петербурга, кроме прочего, ещё и вопросы еврейской репатриации, постоянно надо было быть «в контакте» с соответствующими израильскими организациями (репатриация же традиционно входит в сферу деятельности спецслужб Израиля).

 

В целом можно сделать вывод, что у российско-израильского партнёрства самые радужные перспективы, но…

 

Но как же арабские друзья России? 2 сентября 2003 Наследный принц Королевства Саудовская Аравия Абдалла посетил Россию с официальным визитом. За время визита был подписан ряд документов, в числе прочего - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия о сотрудничестве в области нефти и газа.

 

Саудовская Аравия, находясь в весьма сложном положении из-за усиления американского военного присутствия на Ближнем Востоке и возможного установления полного контроля США над нефтью Ирака, пошла на беспрецедентный шаг – признала возможность согласования с Россией своей политик в сфере нефти и газа (т.е. фактически дала России возможность влиять на стратегические вопросы своей национальной безопасности).

 

Руководство Саудовской Аравии, явно переоценив как угрозу со стороны США, так и верность своих «российских друзей», совершило чрезвычайно опасный шаг навстречу России, поставив под угрозу и взаимоотношения с традиционными партнёрами на Западе, и явно сократив свои возможности маневрирования в ОПЕК.

 

Но правильно ли оценило руководство Саудовской Аравии намерения своих «русских друзей» и степень их самостоятельности?

 

Россия – далеко не сверхдержава. И даже не региональный лидер. Это – рядовое восточноевропейской государство с крайне слабой экспорто-ориентированной экономикой (объективно – конкурент любого нефтедобывающего государства) и совершенно невнятной внешней политикой (и весьма богатыми традициями предательства бывших союзников, особенно на Ближнем Востоке).

 

Это – государство, которое традиционно рассматривает любого союзника как товар, который надо выгодней продать. Не проще ли, в таком случае, для саудитов заключать соглашения напрямую с Израилем? Минуя лукавых «друзей» из России? Получилось бы гораздо дешевле.

Александр Уваров,

для «Кавказ-Центр»