Чеченская шумиха в США

26 сентября 2003 в 18:32
Чеченская шумиха в США

Вашингтон. Ближе к концу конференции, в ходе которой докладчик за докладчиком делились своими пессимистическими и апокалиптическими взглядами на положение в Чечне, профессор Джорджтаунского университета Питер Реддавэй поднялся и задал вопрос: нет ли в зале представителей российского правительства, и не желают ли они высказаться по этому поводу?

Таковые, конечно, в зале имелись. Троица в темных костюмах прибыла на конференцию отдельно от всех, во время регистрации участников держалась особняком, вцепившись в пластиковые стаканчики с невкусным казенным кофе и провоцируя замечания искушенной публики о бдительности КГБ. В тишине, последовавшей за обращением Реддавэя, раздался театральный шепот: «Вызываются три сэвээровца с третьего ряда!» (СВР - российская служба военной разведки).

 

Троица из третьего ряда не шелохнулась. Лоуренс Аззелл, редактор вашингтонского еженедельника «Chechnya Weekly», человек, который так же, как и Реддавэй, долго и внимательно наблюдает за политикой России, стал что-то им говорить. Что именно? Насмехался он над ними? Убеждал выступить?

 

Когда ведущий конференции пожал плечами и перешел к следующей теме, Аззелл вскочил с места. Нарочитым жестом шоумэна он указал на всю троицу и заявил, что это «рекордное количество» представителей российского правительства и в самом деле отклоняет предложение высказаться. Всеобщий смех.

 

И так продолжается уже две недели. В Вашингтоне вопрос о Чечне не обсуждался достаточно долго. Теперь же он неожиданно, к замешательству Кремля, всплыл на поверхность. Фестивали фильмов, фотовыставки, объявления в газетах на всю полосу, антивоенные протесты будут преследовать президента Владимира Путина всю неделю его пребывания в Нью Йорке и Вашингтоне.

 

Буквально в одно мгновение в ряды наиболее активных наблюдателей за Чечней влились кинозвезды, сенаторы, крупнейшие правозащитники. Бывший союзник, а ныне враг Путина, мастер политической интриги Борис Березовский тоже вносит свою лепту из лондонской ссылки. Даже Госдепартамент США, молчавший более года, в преддверии саммита снова выступил с уже ранее высказанной ими суровейшей критикой по поводу войны в Чечне – на которую последовала немедленная и гневная реакция Москвы.

 

Трудно сказать, как отразится весь этот шум на встрече в верхах, которая состоится в эти выходные.Ясно, однако, что ни Путина, ни Джорджа Буша не сбить с повестки дня какими-то фотовыставками для снобов или антивоенными пикетами. Поэтому, скорее всего, тяжелое положение Чечни останется вынесенным за скобки встречи, которая будет в основном посвящена Ближнему Востоку: американскому вторжению в Ирак, сотрудничеству России с Ираном в строительстве атомной электростанции и проч.

 

В частности, сложно предсказать, насколько весомой окажется критика, высказанная Госдепартаментом. В теперешнем Белом Доме политикой по России заправляет Кондолиза Райс и Совет по национальной безопасности, который она возглавляет. «Это (сосредоточение всех аспектов политики отношений с Россией в Совете по национальной безопасности) существеннейшим образом отличается от дней правления Клинтона, когда, несмотря на то что (заместитель Госсекретаря) Строуб (Tэлботт), по всеобщему убеждению, вел это направление один, на самом деле везде, где решались вопросы «по России», работали многие политические назначенцы», говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), профессор Стэнфордского университета. Макфол, один из авторов книги о политике США в отношении с пост-советской России, которая выходит в свет в следующем месяце, перечисляет имена ряда чиновников эпохи правления Клинтона, имевших отношение к политике по России: члены правительства на уровне министров, такие как министры обороны Уильям Перри и Уильям Коэн, министр финансов Лэрри Саммерс, советники по вопросам национальной безопасности Самюэль Бергер и Энтони Лейк, госсекретарь Мадлен Олбрайт – а также многочисленные их заместители, которые занимались почти исключительно вопросами отношений со странами бывшего Советского Союза, такие деятели как Дэвид Липтон в Казначействе, конечно и Тэлботт в Госдепартаменте, а также Стивен Сестанович, Эштон Картер в Пентагоне и другие.

 

В наши дни принятие решений по России – прерогатива гораздо более узкого круга лиц, говорит Макфол. «Райс и (ее заместитель в Совете по национальной безопасности) Томас Грэм – единственные представители власти, работающие по России, которых я могу назвать с ходу», - говорит профессор и добавляет, что госсекретарь Колин Пауэлл никогда не оказывал значительного влияния на политику Буша в отношении России.

 

Райс, которая говорит по-русски и изучала советскую историю, вступила в должность с нарочито прохладным отношением к Кремлю и осуждением войны в Чечне. Однако два года назад, после терактов «Аль-Кайды» в Нью Йорке и Вашингтоне, Белый Дом смягчился в отношении этой путинской войны. Поэтому, когда Госдепартамент выступает с оглушительной критикой, как это случилось на прошлой неделе, когда Стивен Пайфер, заместитель помощника госсекретаря выступил с заявлением перед Конгрессом, трудно сказать, отражает ли это новый поворот в мышлении администрации в целом, или только Госдепаратамента в отдельности. «Условия жизни населения в Чечне ужасающи и становятся все хуже и хуже», - заявил Конгрессу Пайфер.

 

Ответственность за это он во многом возложил на чеченские террористические группировки. Однако он также настаивал и на том, что не все участники чеченского сопротивления являются террористами, и резко раскритиковал российские способы ведения войны. «Достойные доверия правозащитные организации» продолжают сообщать о «зверских злодеяниях, пропаже людей, применении пыток и убийств без суда и следствия со стороны россйских войск... Чеченцы, которых забирают во время зачисток, исчезают, чаще всего, навсегда, в некоторых случаях потом находят их трупы... Люди пропадают без вести практически каждый день».

 

Бен Найтхорс Кэмпбелл, сенатор из Колорадо, заявил, что это «картина, которую скрывает от нас Кремль... опустевшая земля, усеянная массовыми захоронениями, где в деревнях нет мужчин - ни молодых, ни старых – и где совершаются беспрецедентные в своей жестокости преступления против гражданского населения».

 

Российский министр иностранных дел отверг заявления Пайфера как «совершенно необъективные и тенденциозные». Даже сам Путин возмутился настолько, что назвал Пайфера «дипломатом средней руки», которого следует наказать. Последние две недели такие газеты как Washington Post, New York Times и Wall Street Journal, опубликовали развороты на правах рекламы, посвященные Чечне, аналогичные публикации также появлялись и в нью-йоркском Village Voice и вашингтонской City Paper. Некоторые из них были оплачены Березовским и подписаны им самим, правозащитницей Еленой Боннэр и другими, и в них ставилась под сомнение приверженность Путина демократии и власти закона. В других речь шла о трехдневном фестивале документальных фильмов о Чечне, который прошел на прошлой неделе в Вашингтоне, на этой неделе идет в Нью Йорке, а на следующей – перемещается в Москву. Сам по себе фестиваль привлек неожиданно много внимания, билеты на вечерние показы распродавались мгновенно, и перед входом всегда колыхалась разочарованная толпа не попавших внутрь. Один из вечерних сеансов в Вашингтоне проходил в Мемориальном музее жертв Холокоста, с участием работников музея. Джерри Фаулер, директор «Комитета совести» при музее, заявил, что вот уже три года, как Чечня занесена в список регионов, где существует повышенная опасность геноцида.

Колокол.ру