Вопрос о приоритетах

14 февраля 2004 в 00:35
Вопрос о приоритетах

Российские «политики», «политологи», «аналитики», «обозреватели», журналисты и прочая верноподданная Путину шушера продолжают на разные лады квохтать по поводу «чеченского и международного терроризма», как испуганные куры в курятнике. Смысл их квохтания сводится к тому, какие же ужасные негодяи и бяки  эти самые «террористы», что посмели, мол, взорвать очередной вагон метро с «мирными, ни в чем не повинными жителями», (хотя никаких доказательств «чеченского следа» этого взрыва по-прежнему нет)

 

«Они заявляют, что хотят переговоров при посредничестве ООH. Hо переговоров о чем? Если о мире, то для этого достаточно просто перестать воевать с законной властью и взрывать невинных людей. Тогда зачистки закончатся, войска уйдут, мирное население Чечни перестанет страдать и гибнуть», - рисует благостную, прямо-таки идиллическую картинку в интернете одно из этих ничтожеств.

 

И всем им невдомек почему-то, что это как раз наоборот - только после того, как уйдут оккупационные войска, прекратится и сопротивление  им, в т.ч. и на территории страны агрессора. Только в такой  последовательности, и никак иначе. И уж совсем умиляет это трогательно-наивное, не затронутое вообще никакими знаниями о ситуации в Чечне, именование путинского режима «законной властью» для чеченцев.

 

«На Бога надейся, а сам не плошай», - говорит русская пословица. Надеяться в данном случае чеченцам действительно остается  только на Аллаха. Потому что российские правозащитники и «легальные демократы» типа «Яблока» (единственные, кто открыто критиковал до сих пор путина по вопросу о Чечне)  с их трусливо-пацифисткой  позицией - не борцы, плохой порох, жалкие союзники. Максимум на что их хватило – это поддержать идею «временной администрации ООН для Чечни" - той самой ООН, где постоянным членом СБ с правом вето является Россия. Интересно, на что, учитывая это обстоятельство, рассчитаны все предложения «политически урегулировать чеченский конфликт посредством ООН»?

 

И не только с российскими правозащитниками эта беда. Как выясняется, иной раз подводят и самые, казалось бы, преданные, честные, самые искренние, от кого уж точно не ждешь ножа в спину.

 

Оливье Дюпюи, который сделал для чеченцев чуть ли не больше всех на Западе, при ближайшем рассмотрении оказался тоже...  как бы это помягче выразиться...  пацифистом,  «непротивленцем злу насилием», как формулировал такую позицию Лев Толстой. Не нашел, как говорится, лучшего момента, чтобы присоединиться со своим запросом насчет «давно умершего слуха» к хору «борцов с чеченским терроризмом» и начать реанимировать старую ФСБ-шную провокацию насчет «встречи Басаева с Волошиным на территории Евросоюза»...

 

Впрочем, ситуация сперва с этим слухом, а потом и с острой полемикой между пацифистом Дюпюи и не намеренными сдаваться моджахедами только формализовала то, что было очевидно и без того. То, что так называемый план «временной администрации ООН для Чечни» объективно вносит элементы раскола в чеченское Сопротивление, как бы горько это ни звучало.

 

Дюпюи попытку этого раскола только формализуют, как бы ни отрицал это он сам и его сторонники в России и на Западе. Уже само деление чеченского воюющего Сопротивления на «экстремистское меньшинство» и большинство - это такой вред чеченскому народу, такая гадость, которую не искупишь никакими голодовками в благополучной и сытой Европе.

 

Если план даже малейшей тенью ставит под сомнение факт уже провозглашенный 12 лет назад и незыблемо закрепленный в конституции независимости (критика Ахъяда Идигова, Шамиля Басаева), - то возникает законный вопрос: за что боролись? За что погибли не только сотни тысяч мирных чеченских граждан, но и тысячи партизан, моджахедов? За «временную администрацию ООН», в которой (ООН) заправляет с правом вето нынче не только российская тоталитарная диктатура, но и китайская?  И теперь именно этой международной гоп-компании чеченцы должны сдаться?

 

Можно ли доверять идеи «цивилизованного решения проблемы Чечни» через ООН во что бы  то ни стало, игнорируя все и всякие конкретные обстоятельства этой конкретной геноцидной войны? Правильно ли будет согласиться с тем, что все сделать по своему, ДЛЯ НИХ удобному шаблону, по образцу какой-нибудь Руанды.

 

Уже не раз и не два вставал он, этот проклятый вопрос чеченского Сопротивления и международной (в т.ч. и российской) правозащиты - «вопрос о приоритетах». Вопрос о том, что перед чем приоритетно, что чему должно быть подчинено: вооруженное сопротивление агрессорам, бои моджахедов с оккупантами - хождению по европейским передним с просьбами помочь остановить войну, как-нибудь словесно урезонить Россию, - или же наоборот?

 

Надо ли сопротивляться оккупантам, взрывать и убивать агрессора, зная, что от этого очередной депутат или комиссар Европарламента может недовольно сморщить носик, а русская пропаганда - еще раз заявить о «тесной связи чеченских сепаратистов и бандитов с международными террористами  из Аль-Каиды»? Или же надо вести себя тихо, смирно, прилично, «не высовываться» и почтительно ждать, когда же, наконец, Европарламент, Совет Европы, ООН и другие столь же высокие и почтенные учреждения, решат за чеченцев все их проблемы и погрозят России пальчиком с достаточной решимостью, чтобы заставить ее уйти из Ичкерии?

 

Первый вариант представляется все же гораздо более разумным. Всегда лучше надеяться на себя, на свои силы, чем вверять свою судьбу капризным европарламентариям. Они, конечно, душки,  люди весьма воспитанные, утонченные, интеллигентные, да и международное право - прекрасная вещь, кто бы спорил. Но только  когда соблюдается оно в равной степени обеими сторонами, а не только более слабой в отношении более сильной. Иначе лучше уж вообще не заморачиваться всеми этими высокими правовыми материями, а жить по старому ГУЛАГовскому принципу, который никогда еще не подводил: «Не верь, не бойся, не проси».

 

Уточню – речь идет не об отказе от политической деятельности вообще, в том числе в Европе. Это было бы не разумно, и к этому никто не призывает. Полтика нужна, и политические действия необходимы. Речь идет о приоритете и трезвой оценке ситуации, хотя бы по отношению к той же ООН. 

 

Абсолютно верно замечено, что реальность всех планов мирного урегулирования полностью зависит от способности чеченской стороны к Сопротивлению. Вот почему вызывает огромное удивление требование Дюпюи к чеченцам ни в коем случае не пытаться победить и изгнать русские оккупационные войска из Чечни с помощью военной силы и дождаться пока все вопросы за чеченцев решит ООН.

 

При всем уважении к Транснациональной Радикальной Партии, которую представляет Дюпюи, у человека, знающего российскую действительность и войну не понаслышке -  хотя бы просто родившегося и живущего в России, - методы ТРП не могут вызвать ничего, кроме горькой улыбки. Кремлевский режим такими методами не пронять. ТРП искренне пытается защищать чеченский народ от геноцида, а его право на независимость - от шовинизма как государственного, так и правозащитного. Но методы... 

 

Массовая посылка президенту Путину открыток с текстом «Война в Чечне - позор моей страны!». Массовая, международная, с предварительной записью участников, двухдневная голодовка в поддержку Чечни, под красивым индуистско-гандистским названием «сатьяграха»...  Аж три тысячи по всему миру набралось. Из которых большинство было чеченских беженцев в Ингушетии, коим голодать и так приходится не только символически. Надо думать, что путинский режим прямо-таки шатался и был на грани падения в дни этой грандиозной «сатьяграхи» весной 2002 года. Только непонятно, где же  тогда затерялся приказ о выводе оккупационных войск, который под таким колоссальным давлением аж трех тысяч голодающих ну просто не мог не быть подписан...

 

От пацифизма ТРП открещивается, как черт от ладана, ненавидит само это слово и противопоставляет ему свой гандизм. Но на самом верху, в заявлениях голодающего (опять!..)  Дюпюи как раз пацифизм-то и выявился очень четко.  Разоружить обе стороны конфликта, ввести войска ООН, оставить ситуацию в каком-то непонятном, подвешенном состоянии на неопределенный по срокам «переходный период»... 

 

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Пока что мы со смешанным чувством тоски и негодования наблюдаем регулярную античеченскую ФСБ-шную «дезу» в самых авторитетных западных газетах.

 

Слава Богу, времена не брежневские, когда западные «коры» считали своим долгом помогать советским диссидентам и становились порой их личными друзьями. Теперь, похоже, теплая дружба у некоторых западных «корров» и целых их редакций завелась с Шабалкиным - судя по тому бреду про чеченцев, который стал печататься а Западе.

 

И после этого нам предлагают поверить, будто «временная администрация ООН» будет как в безвоздушном пространстве - абсолютно независима, безгрешна, неподкупна и непорочна, и агенты ФСБ ну никак не смогут переступить тот магический круг, который она очертит вокруг своего здания в Джохаре...  И это при том, что распространители и реаниматоры бредовых ФСБ-шных «версий» внезапно оказываются даже среди самых верных «друзей чеченского народа», а  в Москве российское отделение ТРП вдруг ни с того ни с сего приняло решение поддержать на «выборах» Хакамаду, срывая тем самым бойкот этой путинско-вешняковской спецоперации.

 

Никто не говорит, что «радикалы» из ТРП - что в Москве, что в Риме или Брюсселе - продались путинскому режиму формально, за деньги. Но люди они наивные, прекраснодушные, слабые духом  и жутко ненадежные, с этим фактом уже ничего поделать нельзя.

 

Да, собственно, непонятно одно: как взрослые, искушенные в политике люди, депутаты Европарламента, лидеры  партий, могут не понимать всю абсолютную несбыточность, утопичность  этого проекта с «временной администрацией»? Неужели до них не доходит, что путинская Москва добровольно на это никогда не пойдет, а силой ее принудить тем более не получится - да и КТО будет принуждать-то? Гораздо лучше было бы требовать введения войск ООН не в Чечню, а в Москву - для ареста Путина, роспуска ФСБ и т.д. Вероятность обоих событий - ввода войск ООН что туда, что сюда - одинаковая, только ввод их в Москву сразу решил бы гораздо больше проблем...

 

Не методами гандистов надо действовать. Так не повлияешь на бандитскую путинскую власть. Лучше бы деньги для чеченского Сопротивления собрать, организовать мощное финансирование чеченских вооруженных сил с помощью тех же радикалов из ТРП - это было бы гораздо эффективнее.

Борис Стомахин,

для «Кавказ-Центра»