Разъяснения по поводу Указов Президента ЧРИ

13 августа 2004 в 14:02
Разъяснения по поводу Указов Президента ЧРИ

В адрес агентства «Кавказ-Центр» пришел текст с разъяснением последних Указов президента ЧРИ Аслана Масхадова, подготовленный Информационно-Аналитическим Центром при Президенте ЧРИ. Редакция публикует этот текст без сокращений и изменений.

 

Разъяснения по поводу последних Указов Президента ЧРИ

 

4 августа 2004 года на сайтах информационных агентств ЧРИ («Даймохк», «Кавказ-Центр», «Чеченпресс» и др.) были обнародованы Указы Президента ЧРИ Аслана Масхадова, касающиеся военно-политической ситуации, сложившейся в настоящее время на территории Чеченской Республики Ичкерия, и вопросов реформирования государственных институтов власти.

Несмотря на то, что во все информагентства были переданы сканированные копии оригиналов Указов, тем не менее, на некоторых сайтах при их перепечатке были допущены досадные ошибки, выражающиеся в неправильном указании дат подписания этих важных государственных документов и их исходящих номеров.

Дело в том, что все эти Указы (блок из пяти Указов по Кабинету министров, министерству иностранных дел, институту зарубежных представительств и агентству «Чеченпресс») были подписаны Президентом ЧРИ и Верховным главнокомандующим ВС ЧРИ Асланом Масхадовым в июле месяце текущего года и имеют следующие названия и исходящие координаты:

1) «О реформировании Кабинета министров ЧРИ» (№625 от 05.07.2004),
2) «О реформировании аппарата представителей Президента ЧРИ за рубежом» (№626 от 05.07.2004),
3) «О составе Кабинета министров ЧРИ» (№627 от 20.07.2004),
4) «О деятельности ГИА «Чеченпресс»» (№628 от 29.07.2004), 5) без названия - о первом заместителе министра иностранных дел ЧРИ (№629 от 29.07.2004).

Например, основанием для издания Указа о реорганизации Кабинета министров (КМ) ЧРИ, с целью повышения эффективности его работы в условиях военного времени, послужили пункты 2, 4, 6 статьи 73 действующей Конституции ЧРИ и «Закон о военном положении», принятый в своё время Парламентом ЧРИ, а также «продолжающаяся многолетняя геноцидная война России против суверенного государства ЧРИ и гибель отдельных членов чеченского правительства».

Для внесения ясности в данный вопрос процитируем соответствующие пункты статьи 73 Конституции ЧРИ: «Президент Чеченской Республики Ичкерия:

2. Возглавляет Правительство Чеченской Республики Ичкерия, формирует аппарат исполнительной власти в соответствии с Конституцией и руководит им.

4. Освобождает от должности министров и других назначенных им должностных лиц.

6. Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Чеченской Республики Ичкерия…».

Как видно из Указа №627, состав последнего Кабинета министров ЧРИ утверждён Президентом «на основании решения ГКО ЧРИ о реформировании Кабинета министров ЧРИ». Кстати, этот Кабинет является четвёртым по счёту правительством при президентстве Аслана Масхадова, который был избран на этот высший государственный пост 27 января 1997 года на всеобщих, прямых выборах в присутствии многочисленных наблюдателей из зарубежных стран, в том числе из России.

Формирование первого Кабинета министров ЧРИ под председательством Аслана Масхадова происходило в феврале-марте 1997 года. Все без исключения кандидаты в члены ичкерийского правительства прошли тогда аттестацию в экспертной комиссии Главного управления по кадрам (ГУК) при Президенте ЧРИ.

Этот Кабинет министров, который стал правопреемником коалиционного правительства при Президенте Зелимхане Яндарбиеве, сформированного осенью 1996 года, функционировал почти год и был распущен в декабре 1997 года.

Формирование второго Кабинета министров ЧРИ Президент Аслан Масхадов поручил первому вице-премьеру Шамилю Басаеву, который 12 января 1998 года представил на утверждение Президента и Парламента ЧРИ его новый состав. Второе правительство просуществовало ещё меньше, чем первое, и было распущено через 8 месяцев.

В начале ноября 1998 года Президент Масхадов объявил о составе третьего Кабинета министров ЧРИ. Это правительство функционировало вплоть до начала активных боевых действий на территории ЧРИ осенью 1999 года, а в условиях оккупации основной территории республики российскими войсками перешло на нелегальное положение работы. Как известно, с 5 октября 1999 года на всей территории ЧРИ введено военное положение и действуют законы военного времени.

За 5 лет Второй русско-чеченской войны погибли и умерли следующие члены Кабинета министров ЧРИ: Асланбек Исмаилов (вице-премьер, министр строительства), Иса Астамиров (вице-премьер, министр экономики), Хамзат Гелаев (вице-премьер, командующий Шариатской гвардией), Хункар-Паша Исрапилов (руководитель АТЦ), Айдамир Абалаев (глава МВД), Дауд Ахмадов (министр промышленности), Турпал-Али Атгериев (министр госбезопасности). Пусть Аллах примет их Газават!

В связи с изданием июльских указов Президента ЧРИ, в основном, затрагивающих вопросы реформирования Кабинета министров ЧРИ и аппарата представителей Президента ЧРИ за рубежом, в некоторых ичкерийских СМИ появились различного рода комментарии и толкования, ставящие под сомнение легитимность нового состава Кабинета министров, который, мол, дублирует функции Государственного Комитета Обороны – Маджлисуль Шура (ГКО-МШ) ЧРИ.

На основании статей 78, 80 Конституции ЧРИ, «Кабинет Министров Чеченской Республики Ичкерия является исполнительно-распорядительным органом» и «правомочен решать вопросы государственного управления, отнесённые к его ведению» в условиях мирного времени. А в военное время вся власть в стране переходит к военно-политической структуре под названием «Государственный Комитет Обороны», который является высшим органом власти в ЧРИ на период военного времени, а его председателем автоматически становится Глава государства, то есть Президент.

При ГКО функционируют следующие структурные подразделения, на которые возлагаются задачи координации действий исполнительных и законодательных органов власти в условиях военного времени: Военный комитет, Шариатский комитет, Финансовый комитет, Информационный комитет, Социальный комитет, Промышленный комитет, Строительный комитет, Аграрный комитет... Почти такая же структура была и у ГКО ЧРИ, созданного в начале Первой русско-чеченской войны под председательством первого Президента ЧРИ Джохара Дудаева и распущенного в конце 1996 года в связи с окончанием войны (на тот период председателем ГКО был второй Президент ЧРИ Зелимхан Яндарбиев).

Членами ГКО являются: председатель Кабинета министров, председатель Парламента, командующие фронтами и направлений, а также ключевые инистры Правительства, председатели ведущих комитетов Парламента и высокопоставленные чиновники других ветвей власти (например, Генеральный прокурор, Председатель Верховного Шариатского Суда, глава РИУП и т.д.).

С 27 июня по 4 июля 2002 года на одной из военных баз в горах Введенского района Ичкерии прошло расширенное заседание ГКО-МШ ЧРИ с участием командующих фронтами и направлениями, членов Правительства и Парламента, глав районных администраций, на котором были приняты принципиально важные решения, определяющие дальнейший характер внутриполитической ситуации в стране, позицию Чеченского государства по отношению к Российской Федерации, а также были рассмотрены организационные и кадровые вопросы военно-политического характера. В частности, были утверждены руководители Комитетов ГКО и частично обновлён состав самого ГКО. Было также принято решение о создании при Информационном комитете следующих подразделений: Внутренний подкомитет (руководитель Башир) и Внешний подкомитет (руководитель Мовлади Удугов).

Все вице-премьеры чеченского правительства вошли тогда в состав обновлённого ГКО-МШ ЧРИ в качестве руководителей соответствующих комитетов. Например, вице-премьер Ахмед Закаев, курирующий в КМ информационный блок, стал руководителем Информационного комитета ГКО-МШ. Вице-премьер социального блока КМ Апти Бисултанов был назначен руководителем Социального комитета ГКО-МШ. А министр иностранных дел Илъяс Ахмадов и министр здравоохранения Умар Ханбиев вошли в состав ГКО-МШ в качестве рядовых членов.

Как известно, в результате последней реорганизации Кабинета министров ЧРИ упразднены должности всех вице-премьеров, в структуру нового правительства не включены также должности министров промышленно-строительного и аграрно-промышленного блоков. Но зато в структуре ГКО-МШ ЧРИ сохранены соответствующие комитеты.

В связи с тем, что Вторая русско-чеченская война слишком затянулась, преодолев уже 5-летний рубеж, на одном из последних заседаний ГКО-МШ ЧРИ в июле 2004 года, посвящённом вопросам реформирования Кабинета министров ЧРИ, было принято принципиальное решение оставить руководителями Комитетов ГКО только тех членов Правительства, которые в настоящее время находятся на территории ЧРИ, а также вывести из состава ГКО-МШ всех министров и депутатов, находящихся за пределами республики.

Главной причиной всех этих «новшеств» является то, что при принятии важных решений военно-политического характера на заседаниях ГКО-МШ ЧРИ требуется непосредственное участие большинства его членов. В первую войну, которая завершилась за неполных два года, такая проблема остро не стояла, так как почти все члены ГКО тогда находились на территории ЧРИ. Поэтому высшее военно-политическое руководство ЧРИ в данном случае действует в строгом соответствии с реальными задачами, стоящими перед властными структурами Чеченского государства в условиях введённого военного положения и действия законов военного времени.

Тем не менее, в новый состав Кабинета министров ЧРИ введены министры социального, информационного и экономического направлений, которые на данный момент находятся в зарубежных странах и, помимо своих прямых функциональных обязанностей, выполняют отдельные поручения Президента ЧРИ Аслана Масхадова, являющегося председателем КМ и ГКО-МШ ЧРИ.

Например, члены Кабинета министров ЧРИ Ахмед Закаев и Апти Бисултанов, проживающие на Западе, автоматически освобождаются от следующих должностей: вице-премьер, руководитель Комитета и член ГКО-МШ ЧРИ. А вот новые министры Супьян Абдуллаев, Докка Умаров и Апти Сулумхаджиев, являющиеся командирами военных подразделений в структуре ВС ЧРИ, сохранили за собой посты руководителей Комитетов (первые двое) и членство в ГКО-МШ. Не является членом ГКО-МШ и министр здравоохранения, генеральный представитель Президента ЧРИ в зарубежных странах Умар Ханбиев, которому Аслан Масхадов поручил реорганизовать аппарат зарубежных представительств. Ханбиев также координирует деятельность всех чиновников других структур Чеченского государства, находящихся за пределами республики, в том числе и членов Кабинета министров ЧРИ.

Президент ЧРИ Аслан Масхадов может в любое время «догрузить» любого члена своего правительства поручением специального характера. Например, министр культуры, информации и печати Ахмед Закаев является по совместительству председателем Государственной комиссии ЧРИ по расследованию военных преступлений на территории Чечни.

Как известно, в октябре 2001 года Указом Президента ЧРИ Ахмед Закаев был назначен спецпредставителем ЧРИ по мирному урегулированию российского-чеченского конфликта, в этом качестве он даже имел встречу в Москве с полпредом президента РФ в Южном ФО Виктором Казанцевым. Но в феврале 2003 года спецпредставителем Президента ЧРИ в РФ был назначен Саламбек Маигов, который позже ушёл в отставку, обвинив во всех своих грехах генерального представителя Президента ЧРИ в зарубежных странах Умара Ханбиева, осудившего его деятельность (при этом, не вынося всё это на всеобщее обозрение). Назначение Маигова фактически аннулировало вышеназванную должность Закаева.

С тех пор других назначений на эту должность (спецпредставитель ЧРИ в РФ или спецпредставитель Президента ЧРИ по мирному урегулированию российско-чеченского конфликта) не было. Но это не означает, что в случае начала переговорного процесса с Россией Аслан Масхадов не востребует в качестве своего представителя Ахмеда Закаева или другого чеченского политика.

Министры Умар Ханбиев и Ахмед Закаев, которые вошли в правительства всех трёх Президентов ЧРИ (Дудаева, Яндарбиева, Масхадова), являются живыми легендами Чеченского Сопротивления, внёсшими весомый вклад в дело приближения Победы и в первую войну, и во вторую войну. Поэтому для таких авторитетных государственных мужей, как Ханбиев и Закаев, непростительны любые публичные выступления, наводящие тень на героическую борьбу чеченского народа.

В связи с этим можно считать досадным недоразумением тенденциозное интервью министра культуры, информации и печати, председателя Государственной комиссии ЧРИ по расследованию военных преступлений в Чечне Ахмеда Закаева ( «Интриги и кляузы вредят нашему общему делу», «Чеченпресс», 09.08.2004), на справедливые замечания министра здравоохранения, генерального представителя Президента ЧРИ за рубежом Умара Ханбиева («Неверная интерпретация Указов недопустима», «Кавказ-Центр», 07.08.2004).

Использование Государственного информационного агентства для личных разборок и дискредитации членов Правительства ЧРИ не останется без соответствующей оценки Президента ЧРИ.

Информационно-Аналитический Центр при Президенте ЧРИ,
«Кавказ-Центр»