История Сибири началась сотни тысячелетий назад - между прочим, значительно раньше, чем история Восточной Европы. Якутский археолог Юрий Мочанов предположил даже, что раскопанный им памятник Диринг-Юрях на Лене имеет возраст порядка полутора миллионов лет. Датировка эта очень сомнительная, большинство специалистов ее не поддерживают.
Академик А.П. Окладников, видимо, в пику Мочанову, примерно так же датировал стоянку Улалинку на Алтае - тоже чуть ли не до миллиона лет. И эта цифра вызывает у археологов-палеолитчиков усмешку.
Но памятники, которым порядка 150, 200, даже 300 тысяч лет в Сибири есть вполне определенно! Скажем, местонахождение Разлог на Красноярском водохранилище. Датировка спорная, но все же. Тем более - есть достоверные, хорошо и надежно датированные памятники среднего палеолита мустье. Этим памятникам порядка 40-60 тысяч лет - и пещере Страшной на Алтае, и гроту Двуглазке в Хакасии, и памятникам на высоких террасах Ангары в Иркутской области.
Вот что характерно: в областях расселения русских, на территории Великороссии, нет памятников такого возраста. Самый древний достоверный памятник России - Сунгирь (порядка 25 тысяч лет), да некоторые стоянки под Воронежем, в Костенках - начало верхнего палеолита, около 25-30 тысяч лет.
Есть и средний палеолит, и даже ранний - но на юге, близ Азовского моря, на Северном Кавказе... Но это, простите, уже не совсем Россия! Это Новороссия: области, завоеванные русскими только в 18 веке.
Ну ладно, могут сказать - эпоха среднего палеолита, мустье, не имеет прямого отношения к современным народам. Справедливо. Но все же стоит иметь в виду: история Сибири начинается раньше, чем история России. Русским стоило бы это учитывать, право. Особенно в своих колонизаторских построениях.
Верхний палеолит есть и в Восточной Европе (особенно на теплом Юге), и в Сибири. Возраст самых ранних памятников верхнего палеолита под Костенками и в Забайкалье примерно одинаков - порядка 34-32 тысячелетий назад. Таков же возраст Малой Сыи в Хакасии. А памятники это очень интересные, с произведениями искусства, домостроительством и сложными технологиями обработки камня и кости.
В России есть несколько серьезных научных школ изучения каменного века. Но и в науке, и в массовом сознании утвердилось мнение: и верхний палеолит, и даже неолит Восточной Европы не имеет прямого отношения к русским. Русские - потомки славян! Наши предки пришли на эту землю, завоевали ее и заселили. Даже территория Москвы еще в 10-11 веках, владения боярина Кучки, была населена в основном финно-угорскими племенами.
Интересно, что русские в массе своей одновременно держат в сознании эти две вещи:
1. Что их предки пришла на землю Великороссии исторически недавно.
2. Все равно это земля принадлежит им.
Считается, что русские лишены расовых предрассудков. Вроде бы, так и есть, но вот в 1990-е годы археолог из Плеса, Николай Травкин, пришел к невероятному выводу - по его мнению, в Великороссии сменилось не население, а культура.
- Вот слой финского поселения XIV века... Вот его сменяет слой Руси XV века... Но нет ведь никаких следов переселения славян!
- Так получается, Русь - это ославяненные финны?!
- Получается, так.
Характерна реакция научного сообщества на теорию Травкина - было широковещательно объявлено, что он "офинел", и его пытались прижать с деньгами на раскопки, с выдачей официальных разрешений. Тем более - эта идея очень неприятна большинству русских.
Наши предки пришли на территорию Восточной Европы! Мы - славяне!
Одна из книг Марии Семеновой так и называется - "Мы - славяне!". Очень популярная книга.
Теории Травкина, конечно же, обыгрываются в политике. Украинские националисты и без Травкина очень любили рассуждать о том, что русские - это такие одичалые украинцы: бежали с Украины, смешались с финно-уграми, в бесконечных лесах утратили почти все культурные навыки... А теперь еще воображают! "Офиневший" Травкин очень пришелся по душе и финским, и украинским историкам.
Но не русским.
Впрочем, финские корни многих элементов русской культуры хорошо известны и без Травкина. Скажем, вышивки на русских рубахах очень точно воспроизводят наскальные изображения 2-1 тысячелетий до Р.Х. Причина очевидна: были культурные заимствования, были и браки.
Уже из письменной, летописной истории известно, что мерь и чудь входила в государство потомков Рюрика. И что племенной союз вятичей был союзом финно-угорских племен под предводительством славянских вождей. Что Неревский конец древнего Новгорода назван по названию финского племени нерва (от которого и река Нарва).
Для археологов нет ничего нового, что в Ладоге-Адельгьюборге, старейшем городе России, соединялись славянские, финские и варяжские элементы. Тоже мне, новость! С 19 века известно. Но в массовом сознании русских эти факты совершенно никак не отражены. Наука - сама по себе, а наше самосознание - само по себе. Славяне пришли с запада. Мы - потомки славян. А всякие "офинелые" Травкины - предатели и враги русского народа.
Поразительная вещь: русские в любой момент могут осознать себя очень древним народом. Потомками древнейшего населения Русской равнины, чьи предки жили тут, по крайней мере, несколько тысяч лет.
Но для этого им следует осознать себя не только потомками славян: в конце концов, и правда недавних пришельцев. Но и народов, живших в Восточной Европе ДО славян. А это русским кажется почему-то чуть ли не оскорбительным.
Называя вещи своими именами: чтобы приобрести корни длиной в десятки тысяч лет, русским нужно расстаться с психологией переселенцев и завоевателей. С колонизаторским пониманием собственной истории.
Тут видно превосходство многих сибиряков, и превосходство не в фактах - в типе самосознания. У сибирских народов абсолютно преобладает не миграционный, а территориальный тип самосознания. Раз мы тут живем: то и все, жившие здесь до нас, - наши предки.
В каких-то случаях помогает то, что история некоторых сибирских народов определенно восходит к неолиту (5-7 тысяч лет назад) и даже уходит в верхний палеолит Сибири. Скребла, которыми чукчи обрабатывали моржовые шкуры еще в начале 20 века, поразительно напоминают скребла верхнего палеолита Афонтовой горы (18 тысяч лет, под Красноярском) и других памятников афонтовской культуры, скребла Ушков и других памятников Камчатки. Название такого чукотского скребла - улу, и это слово сделалось термином. Так называют скребла определенной формы - причем скребла среднего палеолита. Недавно я буквально содрогнулся, встретив это знакомое слово у одного немецкого ученого. А писал он об аналогичных памятниках Швейцарии, которым порядка 40-50 тысяч лет.
Эвенки - вполне определенно потомки народов, населявших Прибайкалье ещё в тысячелетии до Рождества Христова. А есть идеи и интереснее: некоторые предметы, найденные в поселениях кокоревской культуры на Енисее, обнаруживают просто поразительное сходство с украшениями почти современных эвенков, 18-19 веков. Остается уточнить: кокоревская культура - это верхний палеолит, 16-11 тысячелетий тому назад.
По отношению к более поздним культурам преемственность выстраивается еще более однозначно: вышивки на меховой одежде якутов почти тождественны орнаментике на пластинках из кости, которым 5-7 тысяч лет (федосеевская культура).
Украшения на одежде северных самодийских народов сравнивают с орнаментами, типичными для карасукской культуры бронзового века, 13-7 веков до Р.Х. Но и народное искусство хакасов обнаруживает связь с искусством карасукской культуры! И даже с искусством более ранних - окуневской (2 тысячелетие до Р.Х.) и афанасьевской (3 тысячелетие до Р.Х.) культур.
Получается - корни не только малых народов Севера, но и корни больших цивилизованных народов Сибири уходят в бронзовый век, в неолит и даже в палеолит?!
Конечно. С точки зрения науки, так и есть. Переселяясь на новые места, носители более сложных, передовых культур ассимилировали тех, кто жил раньше. А вместе с капелькой крови завоеванных получили и право считать "своими" древние памятники этой земли. Заимствовали и культуру - а с ней и еще более бесспорные права жить на этой земле.
Страшно подумать, что творилось бы на матушке-Земле, не смешивайся народы! Даже завоеватели Британии, саксы, смешивались с покоренными бриттами, а потомки злейших завоевателей - нормандцев смешались с завоеванными саксами. Как смешались - так и образовали Британию.
Точно так же и корни русских на деле уходят по крайней мере в новокаменный век - неолит. Уходит, потому что в Восточной Европе славяне смешивались с финно-уграми.
В Сибири много раз и на разных территориях происходило такое смешение. Мы очень условно говорим, что "самодийские народы" пришли с юга Сибири на север. Пришли - только часть предков современных самодийцев. Пришельцы с юга смешались с северными "туземцами", дали им язык и основу культуры. Но смешались с ними и многое заимствовали от них. В культуре нганасан на Таймыре ученые находят черты культуры, восходящие чуть ли не к первым насельникам тундры, пришедшим на север в 4-3 тысячелетиях до Р.Х.
В Минусинской котловине это происходило много раз: волны переселенцев затопляли теплую котловину - месторазвитие, и всякий раз пришельцы смешивались с первоначальным населением. Интересно, что русские ученые очень долго отстаивали теорию "волн переселения". У них получалось так, что как пришли носители новой культуры - так прежние сразу куда-то исчезли. То ли всех истребили, то ли живыми взяли на небо... Но вот исчезли! Нет их.
Сегодня установлено вполне бесспорно - носители разных культур сосуществовали в Минусинской котловине веками, если не тысячелетиями. "Андроновцы", пришедшие в нее в 20 веке до Р.Х., продолжали жить бок о бок с более поздними "карасукцами", и даже с "тагарцами". Да и вообще смена археологических культур вызывалась вовсе не одними переселениями и завоеваниями. После монографии петербургского археолога Э.Б. Вадецкой как-то неловко повторять традиционное, из учебников: "В Минусинскую котловину пришли носители таштыкской культуры....". Потому что исследованиями Эльги Борисовны показано строго и доказательно: таштыкская культура прямо происходит от более ранней тагарской. Не без влияния извне - но и не рождается из прямого завоевания.
Интересно, что профессор МГУ хакас Л.Р. Кызласов еще в 1950-е годы говорил примерно об этом: что на его родине смешивались разные народы, и что хакасы - потомки и наследники всех этих народов. Но господствовала совсем другая линия. И мне трудно не связать эту линию в науке с историческим мышлением русских вообще. Русские считают себя потомками переселенцев и завоевателей. Для них казалось очень логичным и в истории Хакассии увидеть не взаимную ассимиляцию, а сплошные переселения и завоевания.
Так же точно и якуты-саха - потомки и тюркоязычных курыкан, и прежнего населения Якутии, неолитических охотников и рыболовов. В семье не без урода, и мне доводилось читать статьи якутов о том, что они - самые чистокровные тюрки, сохранившие самый чистый и древний тюркский язык, и даже в расовом отношении - самые-самые потомки древних тюрок-тюгю.
Но у большинства якутов эти писания вызывают такое же ощущение, как у русских - разговоры об "истинных арийцах". Большинство якутов как раз с удовольствием подчеркивают, что в числе их предков - и местные племена.
Помню, в 1984 году в Чите молодые археологи рассматривали уникальные костяные изображения с Сохатино и Варвариной горы - вещи, которым больше 30 тысяч лет. Студент-бурят с интересом взял в руки головку медведя из кости, заулыбался...
- Приятно думать, что наши предки могли делать такое...
Конечно же, парень прекрасно знал, что в палеолите не говорили на бурятском языке, что этнически он не имеет ничего общего с неведомым мастером, вырезавшим голову медведя - 30 тысяч лет назад, каменными инструментами. Но вот какое дело - все, что жил на его земле в любые времена, осмысливаются парнем как предки.
Историческое самосознание сибирских народов коренным образом отличается от самосознания русских. Оно - не переселенческое и не завоевательное. Оно - территориальное.
Доходит до анекдотов - в начале 1980-х годов власти СССР стали печатать статьи, что хакасы очень близки по крови к индейцам Северной Америки. Ведь Америка заселялась из Сибири! Пропагандистская акция была нужна, чтобы защищать местного террориста - некого Пелтиера, индейца племени шошонов. Пелтиер был вовсе не защитником родной земли, а вульгарным уголовником, но не в том суть. Главное - в Хакасии тут же появилось немало людей, готовых всерьез считать индейцев своими братьями. Пошла даже мода на кожаные куртки с бахромой, налобные повязки, перья в волосах... Молодежь всерьез играла в индейцев.
Несерьезно? Но попробуйте сегодня убедить русских в том, что им нужно помогать финнам в Финляндии, раз Финляндия заселялась с территории Русской равнины. Между прочим, и правда заселялась. С точки зрения науки считать финнов братьями русских гораздо серьезнее, чем индейцев - братьями хакасов.
Русские вполне могли бы в любой момент осознать себя не менее древним народом. И не только в Восточной Европе! В конце концов, русские в Сибири бурно и охотно скрещивались с местным населением. Некоторые группы русских - скажем, гураны или юсане - потомки бурят и юкагиров больше чем наполовину.
А в русских старожильцах Восточной Сибири так много "туземной" крови, что они и внешне сильно отличаются от остальных русских. То-то Иван Ефремов писал об особых "иркутских девчатах" с высокими скулами и раскосыми глазами. Чистая правда - такой тип русско-прибайкальской красавицы существует. Но русским и это не указ. Они - потомки переселенцев! Их предки завоевали! И все. И аргументы неуместны. Жаль. Переселенческая психология проигрывает в сравнении с территориальной. В том числе и обретением корней.
Современные египтяне осознают себя вовсе не арабами, а потомками строителей пирамид. Французы - не потомками франков, а потомками галлов, и по праву наследниками тех кроманьонцев, кто первыми создавали пещерную живопись.
В русском сознании все татары - это как бы потомки воинов Чингис-хана... А это и неправда, и самосознание у них совсем иное. Казанские татары все чаще называют себя булгарами - потомками Великого Булгара, и культур бронзового века: ананьинской и пьяноборской. Не виноваты они, что эталонные древности этих культур нашли возле деревень, названия которых вызывают невольную улыбку: Ананьино и Пьяный Бор. И что создавали эти культуры не тюрки, а финно-угры. Все равно они - наследники. Впрочем, и Московии они в какой-то степени наследники. По крайней мере о вассальном от Москвы Касимовском ханстве как о "своем" говорят они все более уверенно.
Эдак скоро хакасы и буряты осознают себя наследниками Московии. В работах И.Л. Кызласова уже есть статьи, посвященные явно кыргызским вещам, найденным в культурных слоях Новгорода, Пскова и Твери. По мнению некоторых бурятских историков, типично забайкальские вещи попадаются в слоях 14 века в Москве. Так что хакасы и буряты определенно присваивают целые пласты русской истории - причем опираясь на бесспорные факты.
А вот русские никак не готовы осознать себя не только славянами, но и финнами. Тем самым они отказываются от нескольких тысяч лет своей истории.
И сибиряками признавать себя русские не хотят. Этим самым они отказываются от того, чтобы вообще снять вопрос о том, кто кого завоевал. Ведь если все происходят от всех, то и хакасы - наследники Московии, но и русские - наследники Кыргызского каганата и всех его предков - вплоть до культур бронзового века Минусинской котловины. Отказавшись осознать себя сибиряками, русские отказываются от возможности иметь предков если и не в Улалинке - то уж наверняка в Малой Сые, 30 тысяч лет назад. И сделаться предками индейцев. Проигрываем, ребята!
Андрей Буровский
Коми народ Онлайн