«МЕМОРИАЛ». Ковалев заявил, что т.н. «общественная палата» занимается покрытием преступлений путинского режима

25 декабря 2008 в 00:09

Известный российский правозащитник, председатель Российского общества "Мемориал", глава Фонда имени Сахарова Сергей Ковалев отказался взаимодействовать с Общественной палатой РФ, назвав ее порождением власти для циничной имитации гражданского общества в стране. В открытом письме, полный текст которого опубликован на сайте "Права человека в России", он сделал вывод, что Общественная палата "вредна для развития гражданского общества в России".

Ковалев объясняет свой отказ участвовать в пленарном заседании палаты в среду причинами, "которые неоднократно публиковались общественными активистами и независимыми общественными организациями в период ее создания". По его словам, правительство учредило "неправительственный, общественный" орган (в английском языке, отмечает автор, существует даже аббревиатура GONGO) для того, чтобы дезинформировать российскую и международную общественность по поводу собственных беззаконий и произвола.

Палата создавалась "по проверенным советским рецептам", и ее деятельность, а точнее, бездействие, по многим острым вопросам подтверждает эти сведения, отметил правозащитник. Например, в самом ли деле в России действует конституционная норма о разделении властей? Правда ли самостоятельны, в соответствии с Конституцией, законодательная и судебная ветви власти? Главный вопрос: недавние выборы Государственной Думы и Президента - это действительно свободное волеизъявление народа?

Вместо этого, как заметил Ковалев, "образованные, неглупые люди" - члены Общественной палаты - безропотно слушают "оглушительную неправду первых лиц государства", закрывают глаза на государственный террор. Он не раз применялся в Чечне и других регионах Кавказа, а также за пределами России, считает правозащитник. В СМИ, по его выражению, господствует самый подлый вид цензуры - вынужденная самоцензура.

Общественной палате следовало бы в такой ситуации поставить вопросы о том, может ли быть легитимной власть, под эгидой которой совершаются убийства, власть, открыто пренебрегающая фундаментальными нормами Конституции. Настоящее гражданское общество не может уйти от этих вопросов, утверждает Ковалев.

Ограничиваясь мелочной конкретикой, палата в своих протестах не поднимается выше уровня "стрелочников"

Он признает, что Общественная палата не раз полезно вмешивалась в очень важные частные случаи грубого нарушения прав населения, например, при попытках нарушения городской властью права собственности. Но протест палаты бывает ограничен самой мелочной конкретикой, не поднимается выше уровня "стрелочников", подчеркивает правозащитник.

В качестве примера чудовищного самоуправства, которое не вызвало должной реакции "общественников", он приводит "жестокую расправу над жителями Благовещенска" четыре года назад, когда милиция избила более 300 человек, применила пытки. Усилия правозащитников заставили Генпрокуратуру взяться за это дело, был довольно продолжительный суд всего над несколькими милиционерами, в большинстве совсем не высокого ранга. Других обвиняемых до сих пор нет.

В правовых государствах в случаях полицейского произвола, даже ничтожных, под удар попадают правительства. А российская Общественная палата предпочитает сосредоточиваться на частностях, поощряя таким образом системный произвол, указывает Ковалев. А приземленная осторожность палаты, ее послушное нежелание оценить с точки зрения права стратегию высшей власти сводит на нет ее частные успехи.

"Общественной палате назначена роль: оберегать власть от слишком яркого света. Эту роль она и играет. В среднем, Общественная палата вредна для развития гражданского общества в России", - подчеркивает он в письме.

  

КЦ