Wall Street Journal: «Русские все еще не могут привыкнуть к имперскому краху»

25 августа 2009 в 10:38
Wall Street Journal: «Русские все еще не могут привыкнуть к имперскому краху»

Ричард Пайпс, известный ученый-историк, почетный профессор Гарвардского университета, который в 1980-е годы входил в состав Совета по национальной безопасности в правительстве Рональда Рейгана, опубликовал статью о в газете Wall Street Journal. Он в частности пишет:

Россия одержима тем, чтобы ее признали "великой державой". Это стремление появилось у нее уже в XVII веке после захвата Сибири.

Влияние России на мировые дела никак не связано с ее экономической мощью или культурным развитием, а лишь с тем, что она пока еще доминирует на евразийском пространстве, непосредственно соприкасаясь с тремя основными регионами: Европой, а также Ближним и Дальним Востоком.

Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян жалеют о распаде Советского Союза и испытывают ностальгию по Сталину.

Одно из следствий одержимости статусом "великой державы" заключается в том, что это приводит к тому, что русские пренебрегают внутренними условиями в своей стране. Им еще многое предстоит сделать. Русская агрессия против Грузии дорого ей обошлась с точки зрения оттока капитала.

Из-за падения мировых цен на энергоносители, которые составляют около 70% русского экспорта, этот самый экспорт в первом полугодии 2009 года сократился на 47% Валютные резервы тают, и будущее не выглядит многообещающим. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что ВВП России в этом году упадет до 7%.

Одним из основных препятствий для ведения бизнеса в России является тотальная коррупция. Поскольку правительство играет такую огромную роль в экономике страны, контролируя некоторые из ее наиболее важных ее секторов, мало, что можно сделать без подкупа чиновников.

Недавнее исследование, проведенное русским МВД, показало, что средний размер взятки в этом году увеличился почти втрое по сравнению с предыдущим годом, теперь это более 27.000 рублей или почти 1.000 долларов. Что еще хуже: предприятия не могут рассчитывать на суды при урегулировании своих претензий и споров, и лишь в крайних случаях прибегают к арбитражу.

Политическая ситуация непостижима. Демократические институты играют незначительную роль в ведении дел, определяемых ведущим идеологом режима, как "суверенная демократия". Медведев публично заявил о своем несогласии с "парламентской демократией.

Одна единственная партия - "Единая Россия" - практически монополизирует власть при содействии со стороны коммунистов и нескольких более мелких сателлитов. Парламентские структуры принимают все законопроекты, представленные правительством.

Телевидение - основной источник новостей для подавляющей части страны - монополизировано государством.

Население в целом не видит и не обращает на это внимания.  В ходе 1000-летней истории их государственности русские никогда не имели возможности избирать свое правительство или влиять на его действия. Они стали совершенно деполитизированы.

На вопрос, что более важно для них "порядок" или "свободы", жители Воронежской области подавляющим большинством высказались за "порядок".  Это объясняет, почему население не выражает тревогу по поводу политических репрессий.

Одним из аспектов синдрома "великой державы" является имперство. В 1991 году русские колонии, ранее прикрываемые под видом "союзных республик",  стали суверенными государствами.  Русские все еще не могут привыкнуть к имперскому краху.

.

Распад империи вызвал путаницу в чувстве национальной идентичности русских. Они с большим трудом признали, что  Украина в настоящее время является суверенной страной. Трудно для них было признать и суверенный статус Грузии. Имперский комплекс оказывает значительное влияние на русскую внешнюю политику.

Эти имперские устремления получили новое выражение в законе, который Медведев представил на рассмотрение парламента в середине августа.  Новый закон позволит русской армии действовать "для защиты граждан Российской Федерации за рубежом".

Легко видеть, какие конфликты могут быть спровоцированы на основании этого закона, который позволил бы русским войскам вмешиваться в дела за пределами своих границ.

Русские дезориентированы: они совершенно не знают, кто они и где находятся. Они - не европейцы: это подтверждается опросами общественного мнения, проводимыми среди них. На вопрос "Считаете ли вы себя европейцем?", большинство - 56% - ответили "практически никогда".

Русские находятся  в подвешенном ментальном состоянии, изолированные от всего остального мира.

Отдел сотрудничества и СМИ
КЦ