Лучшие дни перед Аллахом: Достоинство первых 10 дней священного месяца Зуль-Хиджа

Лучшие дни перед Аллахом: Достоинство первых 10 дней священного месяца Зуль-Хиджа

1. Всевышний Аллах поклялся этими днями в Священном Коране, а Его клятва является указанием на важность и великое благо, содержащееся в предмете клятвы. Так, Аллах говорит (перевод смысла): "Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!" (сура "Заря", аяты 1-2).

Передается, что Масрук и Мухаммад бин Ка'б считали, что слово ''аль-фаджр'' (заря) относится в данном аяте именно ко Дню Жертвоприношения, которому предшествует последняя из десяти ночей месяца зуль-хиджжа. Что касается слов ''десятью ночами'', то они, согласно Ибн Аббасу, Ибн аз-Зубайру, Муджахиду и другим знатокам Корана из ранних и поздних поколений, относятся к первым десяти дням месяца Зуль-Хиджжа. Приведя вышеупомянутые сообщения, Ибн Кясир сказал: "Это правильное мнение" ("Тафсир" Ибн Кясира, 8/413).

2. Праведные дела, совершенные в эти дни, наиболее любимы Аллахом.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни", - имея в виду (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджжа. Люди) спросили: "И даже Джихад на пути Аллаха?" (т.е. неужели даже джихад Аллах любит меньше, если он совершается в иное время?) (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого" (иначе говоря, если только речь не идёт о человеке, который был убит на поле битвы и стал мучеником). (Аль-Бухари).

3. Праведные дела, совершенные в эти дни, в наибольшей степени вознаграждаются Аллахом.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Нет более достойного дела пред Аллахом и нет более великой награды (за него), чем праведное дело, совершенное в течение десяти дней Жертвоприношения (т.е. в течение девяти дней, предшествующих Празднику Жертвоприношения, и в 10-й день Зуль-Хиджжа, являющийся Праздником Жертвоприношения). Его спросили: "И даже Джихад на пути Аллаха?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого" (Ад-Дарими, 1/357. Цепочка этого хадиса (иснад) является хорошей, как на то указал шейх аль-Албани в "Аль-Ирва'", 3/398).

4. Великое благо, заключенное в поминании Аллаха в эти дни.

Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Нет дней, более великих, нет дней, в которых дела, совершенные в них, были бы более любимыми Аллахом Всевышним, чем эти десять дней (Зуль-Хиджжа). Так почаще произносите в них слова тахлиля (т.е. ''Ля иляха илля-Ллах''), такбира (т.е. ''Аллаху Акбар'') и тахмида (т.е. ''Аль-хамду ли-Ллях'')" (Ахмад, 7/224. Ахмад Шакир указал на достоверность этого хадиса).

5. В эти дни совершается хадж, а после праздничной молитвы начинает совершаться обряд жертвоприношения.

6. Эти дни включают в себя День 'Арафа и День Жертвоприношения.

***

Вопрос:

Имеют ли первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа какое-либо преимущество над другими днями, и каким благим делам желательно уделять больше внимания в эти дни?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Период первых десяти дней месяца Зуль-Хиджжа - это один из великих сезонов поклонения. Эти дни Всевышний Аллах возвеличил над всеми остальными днями года. Так, со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет таких дней, благие дела в которых Аллах любил бы больше, чем в этих десяти днях!» Его спросили: «Даже если это джихад на пути Аллаха?» Он ответил: «Даже если это джихад на пути Аллаха! Если не считать того случая, когда человек выходит сам, со своим имуществом, однако ни он сам, ни его имущество оттуда не возвращаются».

Также с его слов сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Нет дела лучше пред Всемогущим и Великим Аллахом, и нет [дела] более вознаграждаемого Им, чем то благое дело, что совершено в десяти днях «аль-адха»!" Его спросили: «Даже если это джихад на пути Всемогущего и Великого Аллаха?» Он ответил: «Даже если это джихад на пути Аллаха! Если не считать того случая, когда человек выходит сам, со своим имуществом, однако ни он сам, ни его имущество оттуда не возвращаются».

Эти и другие тексты указывают на то, что первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа лучше, чем все, без исключения, остальные дни года. Они лучше даже десяти последних дней месяца Рамадан. Однако десять последних ночей месяца Рамадан лучше, чем десять первых ночей месяца Зуль-Хиджжа, потому что содержат Ночь Предопределения, которая лучше, чем тысяча месяцев.

Мусульманину следует начать эти десять дней искренним покаянием пред Аллахом, Всемогущий Он и Великий, потом совершать обыкновенные благие дела, которые совершаются постоянно, однако в эти дни их следует совершать больше, чем обычно. Далее необходимо уделять внимание следующим поступкам:

1) Пост

Сунной для мусульманина является поститься первые девять дней месяца Зуль-Хиджжа, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал к благим делам в эти дни. Пост же является одним из лучших дел. Всевышний Аллах избрал его для Себя, как сообщается в священном (аль-кудсий) хадисе: «Сказал Аллах: "Все дела сына Адама для него, кроме поста. Ибо поистине, он для Меня, и Я воздам за него"»[4].

Сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился девять дней месяца Зуль-Хиджжа. Хунейда б. Халид передал со слов своей жены, а та со слов одной из жён Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Обычно Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился девять дней Зуль-Хиджжы, день ‘Ашура, и три дня в каждом месяце - первый понедельник месяца и два четверга»[5].

2) Частое произнесение «тахмида», «тахлиля» и «такбира».

Также сунной в эти дни является произнесение такбира (слова «Аллах Акбар / Аллах Велик»), тахмида (слова «аль-хамду-ли-Ллах / Вся хвала Аллаху»), тахлиля (слова «Ля иляхя илля-Ллах / Нет бога, кроме Аллаха») и тасбиха (слова «Субхана-Ллах / Аллаху несвойственно несовершенство»). Необходимо громко произносить эти слова в мечетях, домах, на дорогах, и в любом другом месте, где дозволено поминать Аллаха. Совершать это надо публично, объявляя во всеуслышание возвеличение Аллаха.

Это касается мужчин, женщины же должны произносить эти слова бесшумно.

Всевышний Аллах сказал: «Чтобы были они свидетелями выгоды для них (выгоды от торговли - в этом мире, либо выгоды от поклонения - в мире вечном, либо выгоды в обоих мирах) и поминали имя Аллаха в известные дни над тем, чем Мы наделили их из живого скота (верблюдов, коров, овец, которых закалывают на праздник и после него)» (Св. Коран, 22: 28).

Большинство ученых считают, что «известные дни» (аййам аль-ма'люмат) - это десять дней [месяца Зуль-Хиджжа]. Ибн ‘Аббас сказал: «известные дни - это десять дней».

‘Абд Аллах б. ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Нет дней более значительных для Аллаха, дела в которых были бы любимее Ему, чем в этих десяти днях. Потому, побольше произносите в эти дни «тахлилы», «такбиры» и «тахмиды»"[6].

Форма такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илля-Ллаху ва-Ллаху Акбар, ва ли-Ллахи-ль-хамд / Аллах Велик, Аллах Велик! Нет бога, кроме Аллаха! Аллах Велик и Ему вся хвала». Есть и другие версии.

В наше время, произнесение такбира стало заброшенной сунной. Особенно в начале этих десяти дней. Его почти не слышно, разве что изредка. Поэтому надо произносить его громко, чтобы оживить сунну и напомнить невнимательным. Сообщается, что с наступлением первых десяти дней месяца Зуль-Хиджжа, Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, да будет доволен ими обоими Аллах, обычно выходили на рынок и произносили такбиры.

Слышавшие это люди также начинали произносить такбиры. Этот хадис содержит указание на то, что каждый человек произносит такбир индивидуально. Тут не говорится о том, что такбир надо произносить хором в один голос, подобное не является узаконенным в шари'ате.

Поистине, оживление того, что исчезло из сунны, либо стоит на грани исчезновения, - это высоковознаграждаемый поступок. На это указывают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто оживит мою сунну, которая умерла после меня, то поистине, он получит награду подобную награде всех тех, кто начнёт эту сунну совершать. Что не убавит ничего из их награды»[7].

3) Совершение хаджжа и ‘умры.

Одним из лучших дел, которые можно совершить в эти дни, является паломничество к Запретному Дому Аллаха. Кому Всевышний Аллах поможет совершить паломничество к Своему Дому и выполнить все предписания этого паломничества, как того требуется, тому - инша Аллах - будет удел, в соответствии со словами Посланника Аллаха, мир ему и благословение: «... а за безупречный хадж не будет иного воздаяния, кроме Рая».

4) Жертвоприношение.

К благим делам, что приближают к Всевышнему Аллаху в эти десять дней, также относятся:

- забой жертвенного животного, выбрав при этом наиболее хорошего и жирного;

- расходование имущества на пути Аллаха.

Давайте же поспешим воспользоваться благами этих десяти дней, пока нерадивый не пожалеет о том, что он совершил, и пока он не станет просить о том, чтобы его вернули обратно, но не получит того, о чем просит.

Источник: IslamHouse