До Новых Алдов и после

6 февраля 2010 в 11:21

Фильм о резне в Новых Алдах можно посмотреть по этой ссылке.

Начало февраля 2000 года было холодным, мерзким, серым. Как будто природа откликалась на ужас происходящего и разлитый повсюду человеческий страх.

Оставляя по пути убитых и раненых, ушли в горы чеченские бойцы, оборонявшие Грозный. Российских генералов и политиков, почувствовавших вкус реальной победы, остановить стало почти невозможно.

Кто сумел вырваться из зоны боев, уже не ждали скорого окончания войны, они готовились выживать в условиях страшного, непредсказуемого будущего. Но такие настроения были характерны для тех, кто наблюдал за происходящим хотя бы чуть-чуть, но со стороны. Оставшиеся в Грозном люди не пытались заглянуть так далеко вперед. Даже на неделю, не говоря уже о месяцах и годах. Они радовались каждому прожитому дню и в ужасе ждали следующего. Что он принесет, как сложится судьба, удастся ли дожить до вечера, ночи, утра?.. И так два месяца подряд, каждую минуту и секунду, от последнего взрыва и до следующего, между которыми опять же только минуты и секунды. Жителям Грозного и его пригородов - поселков, участков и городков - уход чеченских отрядов давал шанс на выживание. По крайней мере так им тогда казалось.

3 февраля обстрелы города перестали быть массированными. На следующий день они и вовсе прекратились. В разных районах, сначала осторожно - по сто раз оглядываясь, озираясь, притираясь к развалинам, - но потом все увереннее, стали появляться российские военные и бронетехника.

Вид их мало кого радовал, но и беды особой не предвещал. В любом случае их контроль над городом, думали люди, положит конец круглосуточным и беспорядочным бомбардировкам, когда никто не может предугадать, где и через какое время взорвется следующий снаряд или ракета. Хотелось верить, что самое трудное и опасное уже позади. Те же новоалдынцы на следующий день после прекращения обстрелов начали латать крыши, чинить и заделывать стены и окна домов. Именно за этим занятием некоторые потом и встретили свою смерть...

Не буду описывать, каким образом проходила "зачистка" в поселке, сколько и как было убито людей. Обо всем этом подробно рассказано в докладе Правозащитного центра "Мемориал". Только одно уточнение: в Новых Алдах российское воинство не совершило ничего необычного или нехарактерного для себя. Это не вершина их жестокости и никак не тянет на сверхзлодейство. Не менее страшные преступления совершались в других частях города и соседних с ним селах. И длились они по времени куда как больше.

В конце ноября 1999 года, например, российские войска взяли Алхан-Юрт. "Шамановский" 15-й гвардейский Шауляйский полк под командованием подполковника (теперь уже генерал-майора) Сергея Лукашова в течение двух недель убивал здесь и грабил. Иногда с запредельной жестокостью. Одному из местных жителей гвардейцы отрубили голову, имитируя средневековую казнь: топор, деревянная чурка и тело на коленях с завязанными сзади руками. А в стороне окровавленная голова.

Или другой описанный нами сюжет. Не менее страшный, хотя в итоге и завершившийся относительно благополучно. Боясь изнасилования, мать заставила дочерей лечь в воронку, оставшуюся после взрыва снаряда, положила сверху доски и забросала навозом. Там они провели несколько дней. Освобождение наступило после появления в селе Малика Сайдулаева, будущего претендента на президентский пост республики в 2003 и 2004 годах. Прослышав об ограблении родительского дома, он поспешил туда в сопровождении представителя российского правительства в Чечне Николая Кошмана и журналистов. А до этого, когда убийства были в самом разгаре, почему-то не удосужился. Хотя всегда находился рядом. Во главе своего непонятно кем и когда сформированного "Госсовета" шел в обозе не у кого-нибудь, а у самого Владимира Шаманова...

В Алхан-Юрте в ходе пьяного двухнедельного разгула российские военные убили столько же примерно людей, сколько потом и в Новых Алдах. Больше сорока, но точно пока никто не сумел сосчитать.

Но даже приблизительно неизвестно, сколько людей уничтожено в Старопромысловском районе Грозного. После того, как чеченские бойцы вынужденно оставили этот вытянувшийся и тонкий, словно аппендикс, район города, там в течение целого месяца продолжалась мясорубка. Выживший сегодня мог быть убит завтра. Или послезавтра, а может, через неделю. Времени у военных было достаточно. Им никто не мешал. В основном убийства сопутствовали мелкому мародерству военных - они отправляли людей на тот свет походя, во время рейдов за продовольствием или просто приметив на женщине какое-нибудь украшение. Снять с трупа сережки или кольцо проще, чем с живого человека. Часто убивали и без всякой причины. Просто потому, что чеченец, враг. Или ингуш, который ничем не лучше. И русских за то, что не уехали, за то, что остались и жили со зверями.

Улицы Шефская, Заветы Ильича, 8-я линия, 9-я, 5-я - это места массовых убийств. И улица Жигулевская тоже в этом ряду. Ровно на том самом месте, у того самого дома, на котором сейчас красуется плита в честь "героических псковских десантников", были расстреляны тринадцать человек и зарезан неизвестный по месту постоянного проживания и фамилии молодой человек Идрис. Его увели вместо другого, за которого активно, вцепившись и не отпуская, боролась мать. Военные сказали женщине: ладно, нам и этот подойдет. Схватили стоявшего рядом с ними и, отведя за угол, несколько раз полоснули ножом по горлу.

В Старопромысловском районе за январь 2000 года убито, по самым скромным подсчетам, несколько сот человек. Их не хоронили сразу, потому что были случаи, когда убивали и за это. Многие трупы были выедены животными, и потом собирали и отвозили на кладбище лишь скелетированные, не подлежащие опознанию останки. Помню фотографию женщины в инвалидной коляске. Голову ей снесли российские военные, а ноги и внутренности стали добычей животных.

События в Алхан-Юрте и на Старых промыслах остались в тени боев за Грозный. Страдания людей заглушила пушечная канонада. Убийства в Новых Алдах были совершены, когда она прекратилась. Поэтому и отзвук был такой оглушительный.

Впрочем, есть обстоятельства, делающие события в этом поселке важной вехой все еще продолжающейся второй войны. В решении по делу "Мусаев и другие против России" Европейский суд по правам человека определил кровавый алдинский рейд как карательные операции в виде резни1). Их отличительная черта - убийства гражданских лиц вне зависимости от пола, возраста и национальной принадлежности, совершаемые на фоне разграбления и уничтожения их имущества. Если сказать проще, это было неконтролируемое насилие.

После Новых Алдов российские силовые структуры сделают упор на карательные операции типа "облава". Главное их отличие - это насилие в отношении определенной части населения, а если точнее, мужчин боеспособного возраста. Операции отличались высокой степенью организации и планирования, не оставлявшего никакого сомнения в том, что военное командование и политическое руководство страны всегда было в курсе происходящего. И при этом захват заложников, пытки, незаконные тюрьмы и убийства, убийства, убийства. Грабежи, естественно, тоже.

Но и Новые Алды не подвели черту под бойней.

1) ЕСПЧ, «Мусаев и другие против России» (заявления №57941/00, 58699/00 и 60403/00) от 7 июля 2007 г., пар. 54.

Усам Байсаев,

Prague Watchdog