ЧЕКИЗМ. За ослушание отеческим наставлениям жандармов, русских будут сажать в тюрьмы

С принятием русской тербандой "росдумаки" закона о расширении произвола ФСБ, в Россию вернулись призраки из самых мрачных времен советского режима, свидетельствует западная пресса. Критики сравнивают документ с законом об подавлении инакомыслия, т.н. "экстремизме", который ныне широко используется против оппозиции. "Перезагрузка" лишь помогает русским диктаторам укреплять свою власть.

Нижняя палата русского парламента в пошлую пятницу приняла законопроект, позволяющий спецслужбам страны объявлять любому гражданину "официальное предостережение", что его действия могут привести к нарушению закона в будущем, сообщает The New York Times, подтверждая, что это возрождение методов КГБ, которые нередко использовались против диссидентов во времена Советского Союза.

Кремлевский главарь Медведев в скором времени подпишет антидемократический законопроект. Автор статьи Эллен Барри отмечает, что правозащитники и оппозиционные партии, написавшие письмо с осуждением законопроекта, выступили с предупреждением, что расширение полномочий спецслужб может быть использовано для заглушения критики правительства.

Лев Пономарев, активист группы "За права человека" в Москве, отметил, что президент Медведев мог бы получить большую поддержку в либеральных кругах, если бы нашел в себе "смелость противостоять этому законопроекту, который ставит всю страну под контроль спецслужб". "Если он подпишет его, - заявил Пономарев, - это будет большим шагом на пути к потере своих потенциальных сторонников".

В Россию вернулись призраки из самых мрачных времен советского режима, подтверждает Никола Ломбардоцци на страницах La Repubblica. Агенты спецслужб теперь смогут отдавать напрямую приказы гражданам, увеличивать штрафы, принимать решения без всяких объяснений и без передачи дела в суд сажать под арест на срок до 15 суток. И все это во имя так называемой "национальной безопасности", которая рискует лишь утвердить имидж России как полицейского государства, пишет автор статьи.

Протесты и призывы правозащитных движений канули в пустоту. "Последняя надежда рухнула в Екатеринбурге, во время пресс-конференции по завершении сходки Меркель и Медведева. На вопрос немецкого журналиста русский президент быстро ответил:

"Я бы не очень хотел сейчас комментировать те изменения в законодательстве, которые у нас проходят, но раз уж вы об этом сказали, во-первых, я хотел бы обратить внимание на то, что это наше внутреннее законодательство, а не международный акт. Во-вторых, каждая страна имеет право на совершенствование своего законодательства, в том числе и в отношении спецслужб".

Этот ответ поразил многих, пишет итальянский журналист: впервые Медведев использовал для ответов путинский тон. Бесполезными оказались открытые письма правозащитников, констатирует журналист, тандем с Путиным кажется как никогда прочным, и план Путина по расширению полномочий спецслужб осуществляется без задержек, все больше угрожая тому, что остается от личных прав граждан.

Обоснование нового закона "звучит очень по-советски", отмечает корреспондент немецкого издания Die Welt Манфред Квиринг, мол, "кто не позволяет себе никаких вольностей, тому опасаться нечего". Однако, виновен тот или иной человек или нет, будет определять не суд, а "сотрудник ФСБ, который может вызывать для "профилактической беседы" кого захочет.

Далее журналист приводит мнение Гудкова, бывшего генерала КГБ, а сегодня - заместителя председателя думского комитета по безопасности, а также  Рыжкова, представителя оппозиции. Гудков считает, что сейчас нет "ни одной причины, чтобы принимать такой закон", а Рыжков сравнивает новый документ с законом об инакомыслии, который в настоящее время широко используется против оппозиции. Рыжков убежден, что не только этот, но и многие другие законы, принятые при Путине, противоречат конституции.

Обозреватель The Washington Post Фред Хайатт, упоминая законопроект о расширении полномочий ФСБ, рассматривает более широкий вопрос: может ли "перезагрузка" подтолкнуть Россию к демократии? Есть точка зрения, что США или другие внешние силы вообще не в силах повлиять на развитие России, пишет он. Другая, более позитивная трактовка гласит, что сотрудничество со временем может подтолкнуть Россию в позитивном направлении.

Однако опыт сотрудничества США с Китаем указывает на третий вариант: "Перезагрузка дает русским диктаторам время, пространство и ресурсы для дальнейшего укрепления власти". Возможно, Медведев не менее, чем Путин, убежден, что государство может держаться на однопартийном правлении, устранении внутренних врагов и установлении в конце концов господства над соседними странами. Одним из аргументов в ползу такой версии автор считает ситуацию в Чечне: "Соблазнительно считать ее беды аномальными, но Кадыров назначен Путиным и сохраняет его поддержку".

Отдел мониторинга

КЦ