«Шпигель»: Кремлевский мазохист

«Шпигель»: Кремлевский мазохист

Шпигель: Как следовало бы назвать человека, который среди бела дня приглашает почти тысячу человек, предлагает им занять места в огромном зале, а затем выходит на сцену для того, чтобы у всех на глазах совершить самоубийство? Это мазохист - человек, которому нравится причинять себе боль или подвергаться унижению со стороны других людей.

45-летний президент России Дмитрий Анатольевич Медведев именно это и сделал в среду. Он совершил самоубийство спустя три года после своего вступления в должность и сделал это на глазах у всей России и остального мира. Теперь во всех энциклопедиях 18 мая 2011 года должно быть помечено как день его политического самоубийства.

Если применить масштабы политики, то можно сказать, что в среду произошло нечто немыслимое. Страна уже в течение нескольких месяцев находится в сильном возбуждении и хочет, наконец, узнать, кто будет кандидатом на президентских выборах в марте 2012 года – нынешний президент Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир Путин, который в 2008 году привел к власти Медведева как своего преемника, так как сам он не мог баллотироваться на этот пост в третий раз подряд. Никто из них не дает ясного ответа на этот вопрос.

И вот президент приглашает российских и иностранных журналистов к себе на незапланированную пресс-конференцию – первую за три года. Он заставляет всех потратить несколько часов на дорогу для того, чтобы добраться до деревушки Сколково – технопарка, расположенного в Подмосковье, из которого он хочет сделать «мировой бренд». Одновременно три телеканала транслируют в прямом эфире это объявленное за много дней вперед выступление Медведева. И вот появляется президент и… ничего не говорит. Вообще ничего.

Ни слова о предстоящих выборах

Два часа и 20 минут выступает глава государства этой восточной державы и говорит о ценах на бензин, о плате за парковку в Москве, о прохождении техосмотра для автомобилей, а также о том, что одному из ветеранов Великой Отечественной войны (спустя 66 лет после ее окончания) надо предоставить собственную жилую площадь. Подробно также обсуждается проблема разведения оленей на Крайнем Севере.

А предстоящие выборы? Нет, ничего конкретного по этому вопросу он сказать не может. Политика, по его словам, подчиняется «определенным технологиям», и это «не только шоу». Правительство? «Это хорошо слаженный механизм», работе которого не следует мешать. Ни слова о том, что он как президент намерен отправить в отставку министра внутренних дел или министра по чрезвычайным ситуациям, то есть тех людей, которые уже давно дискредитировали себя в стране. И никакой критики в адрес главы правительства Владимира Путина.

Ни слова президент не говорит о том, что Путин со своей стороны уже давно начал предвыборную кампанию. Он предложил создать «Народный фронт», к которому должны присоединиться все остальные еще существующие российские партии. Это не что иное, как попытка избавиться от последних остатков политической конкуренции и собрать вокруг себя избирателей, тогда как у Медведева нет своей собственной политической партии.

Почему ни Путин, ни Медведев не раскрывают свои карты

Медведев не высказал ни одной оригинальной мысли, ни одной политической инициативы. Все это походило на политическое пип-шоу: мы видели перед собой беспомощного человека, неспособного освободиться от опеки своего ментора. Да, в течение более двух часов он всеми силами пытался подтвердить свою лояльность по отношению к Путину. Эх! Ему бы стоило почитать о том, как Ангела Меркель в свое время освободилась от Гельмута Коля.

Ну да ладно - теперь появляются кремлевские технологи и говорят: в среду не было никакого самоубийства, это была просто разумная сдержанность. По их мнению, тандем Путин-Медведев пока еще не может выложить все карты на стол. Если Путин скажет сейчас, что он будет баллотироваться в марте, то Медведев сразу станет хромой уткой и лишится дееспособности. Если это сделает Медведев, то путинская партия власти развалится как карточный домик, так как ее члены лишатся перспективы, а это основная часть российской бюрократии. Поэтому решение откладывается на самый последний момент.

Но как раз это и свидетельствует о болезни политической системы в России. Спустя 20 лет после развала Советского Союза в стране все еще не существует демократических выборов, и, в принципе, избирательная система такая же, как в Казахстане, Кот-д’Ивуаре или в Белоруссии Александра Лукашенко. Народ не играет никакой роли, и его мнением никто не интересуется. В какой то момент он получит сверху решение, кулуарно подготовленное за кремлевскими кулисами и учитывающее потребности политической элиты, а избирателям останется только механически их одобрить.

Журналисты тоже молчат

Пресс-конференция в Сколково еще раз наглядно продемонстрировала нынешнее состояние России, хотя это, возможно, и не входило в планы ее организаторов.

У Путина, когда он проводит такого рода интервью на телевидении, всегда подготовлено послание народу, тогда как выступление Медведева было бессмысленным времяпрепровождением. Плохо и то, что большинство журналистов участвуют в этой игре. Вместо того, чтобы задавать критические вопросы и требовать на них ясного ответа, они непрерывно благодарили его за возможность принять участие в этой встрече, любовались его моложавым внешним видом или нахваливали его за поддержку жуткого  чеченского лидера Рамзана Кадырова. Во всем этом было пугающе много подхалимства. Российская желтая пресса тоже дошла уже до ручки.

Отвечая на вопрос о том, как он оценивает свое пребывание в этой должности, Медведев сказал: никакая власть не вечна, и это относится также к президенту. Дмитрий Медведев, которого слишком поспешно стали превозносить как либерального реформатора, в среду публично сложил с себя властные полномочия. Даже если он после 2012 года и будет главой государства – чего нельзя полностью исключить – он все равно останется президентом милостью Путина.

Отдел мониторинга
КЦ