Ситуация нестабильная. Бригада Хамиса Каддафи движется к столице

22 августа 2011 в 16:33
Ситуация нестабильная. Бригада Хамиса Каддафи движется к столице

Сын Каддафи Мухаммед бежал из-под домашнего ареста, передает Рейтер со ссылкой на катарский телеканал Аль-Джазира.

Военные, сохранившие лояльность ливийскому лидеру, штурмом взяли дом, в котором Мухаммед содержался под домашним арестом, вступили в бой с охраной и освободили сына Муаммара Каддафи.

Ранее сообщалось, что мятежники пленили трех сыновей Каддафи - Сейфа аль-Ислама, Саади и самого Мухаммеда. О судьбе самого ливийского лидера точной информации пока нет.

Телеканал Аль-Джазира сообщил, что Муаммар Каддафи предположительно лежит в больнице в районе Таджура, расположенном на востоке Триполи.

По другим данным, полковник все еще находится в своей укрепленной резиденции в квартале Баб-аль-Азизия, который контролируется верными ему военными.

Между тем в Триполи распространился слух, что убит Хамис Каддафи, который командует элитным военным подразделением ливийских войск.

Убит якобы и глава ливийской разведки Абдулле ас-Сенусси, передает агентство Рейтер со ссылкой на телеканал Аль-Джазира. Ас-Сенусси женат на сестре Муамара Каддафи. Официальных подтверждений этой информации нет. Ранее западные СМИ неоднократно сообщали о гибели сыновей Каддафи, но эта информация в последствие не подтверждалась.

Напомним, что ожесточенные бои между войсками Каддафи и вооруженной оппозицией начались в Триполи в воскресенье вечером. SkyNews сообщает о столкновениях около резиденции Муаммара Каддафи «Баб аль-Азиза», а также вокруг отеля Rixos в центре города, где находится большинство иностранных журналистов.

Командование оппозиции признает, что их силы несут большие потери. Резиденцию Каддафи ливийская армия защищает с помощью танков.

«Ситуация нестабильная. Вокруг идут перестрелки», — заявил журналистам представитель повстанцев.

Кроме того, появляются сообщения о мародерстве и грабежах. Лидеры оппозиции объявили, что не могут сейчас контролировать людей.

Al Jazeera передает, что премьер-министр Ливии Багдади аль-Махмуди покинул родину и в настоящее время находится в Тунисе. Кроме того, по данным телеканала, в Тунис уехал и руководитель ливийского телевидения. Однако подтверждений этой информации из других источников нет.

Между тем сын Каддафи Хамис, который является командиром элитной танковой бригады, считающейся самой боеспособной в стране, во главе армейских подразделений двигается к Триполи.

Согласно военным кругам, бригада находилась к востоку от Триполи, ожидая возможного наступления отрядов оппозиции. Однако в понедельник повстанцы вошли в ливийскую столицу с запада, передает Al Arabiya.

Власти Ливии обвиняют НАТО во вмешательстве во внутренний конфликт. Так, представитель полковника Каддафи Муса Ибрагим заявил, что без альянса мятежники ничего из себя не представляют и никогда не смогли бы взять Ливию. «Триполи надежно защищен, у нас тысячи профессиональных военных, которые готовы защищать город против вторжения мятежников, поддерживаемых НАТО. То, что происходит сейчас и будет происходить дальше, — это не во власти повстанцев», — заявил представитель официальной власти.

Между тем до сих пор неизвестно, где находится сам Каддафи. В СМИ вбрасываются различные слухи, однако точных данных нет.

Поверенный в делах Ливии Махмуд Накуа заявил журналистам в Лондоне, что оппозиция «перевернет каждый камень, чтобы найти его, арестовать и предать суду». Между тем другой представитель оппозиции Махмуд Шаммам отметил, что повстанцы не собираются мстить Каддафи.

«Если мы поймаем его в Триполи или где-либо еще, мы гарантируем безопасность ему и его семье. Мы хотим, чтобы расследование его преступлений проводилось в Ливии, а не в другом месте в мире», — добавил представитель ливийской оппозиции.

Он также сообщил, что, как только падет режим Каддафи, Переходный национальный совет (ПНС) переедет из Бенгази в Триполи. «Вакуума власти не будет. ПНС переедет из Бенгази в Триполи и создаст временное правительство, которое будет управлять страной», — отметил поверенный в делах Ливии Накуа.

Между тем пока нет определенности в Триполи, непонятно и то, к кому в действительности перейдет власть в случае полной победы оппозиции. По мнению лондонской The Times, основной вопрос заключается в том, объединится ли страна или погрузится в анархию и борьбу за власть между мусульманами, желающими установления Шариата, племенными лидерами, армейскими подразделениями и оппортунистами.

Две недели назад Переходный национальный совет (ПНС) опубликовал т.н. «план стабилизации», составленный натовскими советниками.

В этом плане предлагается сформировать «Тактическую группу Триполи» в составе 10–15 тысяч гвардейцев, которые бы обеспечивали управление в столице силами местных жителей, а не путем привлечения к выполнению этой задачи представителей племен восточной Ливии. Тем самым планируется избежать повторения ситуации в Ираке, когда местная армия была целиком расформирована, что оставило сотни тысяч подготовленных солдат без довольствия.

«Под гнетом воспоминаний о хаосе в Багдаде в 2003 году попечители повстанцев осознают, что впереди недели напряженности, когда страна либо стабилизируется под новым, всеобъемлющим правительством, либо скатится в анархию, где враждующие вооруженные группировки или племена будут вести борьбу за контроль над нефтяными богатствами Ливии», — отмечает The Times.

Кроме того, убийство начальника генштаба повстанческой армии Абдель Фаттаха Юнеса не дает уверенности в том, что после завершения боевых действий повстанцы смогут сохранить единство или что они будут способны избежать мести в отношении сторонников Каддафи.

The Independent отмечает, что ополченцы оппозиции могут вовсе не воспринимать ПНС как новую легитимную власть, несмотря на то, что он признан более чем 30 правительствами в мире. По данным газеты, повстанцы в Мисурате в частном порядке заявляют, что «не намерены подчиняться приказам ПНС». «Это — один из признаков того, что в рядах оппозиции — глубокий раскол», — указала газета.

По опубликованным на данный момент оценкам западных аналитиков, на восстановление Ливией экспорта в объемах, которые поставлялись на мировой рынок до начала нынешнего конфликта (до 1,8 млн баррелей в день), уйдет около трех лет.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр