На фото: Погромы, которые устроили русские в Таллинне
В своем опубликованном интервью выходящей в Берне швейцарской газете Der Bund президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес рассказал об угрозе, которая исходит от русских для западного мира. Он в частности указал:
"С Россией у нас нет проблем. Проблемы есть у русских. Почитайте в газетах об их угрозах. В прошлом месяце Путин два раза за день сказал: мы вмешались в Грузии, чтобы предотвратить расширение НАТО. В среду Лавров, русский министр МИД, заявил, что если Грузия будет настаивать на членстве НАТО, то она может получить новую войну.
Цивилизованные страны войной не угрожают. Я не параноик, но любой человек будет нервничать, когда вам говорят нечто подобное.
Границы у нас с Россией определены, но русские не хотят подписывать договоры о границах. Однако с 1945 года между Японией и Россией нет мирного договора, а норвежско-русский договор о границах был подписан только в прошлом году. Русские медлительны, на всё требуется время.
Что касается русских "выборов", то "выборы" и раньше в России были. На прошлой неделе русский МИД заявил, что балтийские страны добровольно присоединились к Советскому Союзу, по сему случаю, мол, был референдум. Русская глупость тут в том, что в то время референдум в Латвии проводился в воскресенье, однако об его результатах в Лондоне сообщили еще в субботу. У России очень старая традиция подобных "голосований".
До правового государства России еще долгий путь.
Что касается населения Эстонии русского происхождения, то они были народ господ в течение 50 лет и были во всех исторических смыслах привилегированными. Теперь, когда у них больше нет привилегий, некоторые люди считают это поражением. Что касается вашего вопроса, почему русский не является официальным языком Эстонии, то почему он должен быть им?
Приведем пример: мы оккупируем вашу страну и по истечении 50 лет говорим, что вы должны сделать эстонский официальным языком. Оккупационные власти захватывают земли, депортируют сотни тысяч людей в Сибирь и присылают своих людей на эти земли. И теперь, когда мы снова независимы, язык оккупационных властей должен стать вторым государственным языком? Не задавайте мне смешных вопросов!
Однако я не понимаю вашу одержимость Россией. Россия относительно незначительная часть нашей жизни, наша торговля с Россией составляет лишь 8% от всего объема торговли, а торговля с Евросоюзом — 75%. Наши политические вопросы связаны с Европейским союзом.
Я сторонник американского социолога Даниэля Патрика Мойнихена, который говорил о доброкачественном игнорировании (benign neglect). Оставим этих русских. Если у них проблемы с демократией, пусть они их и решают. Эстони не должна вмешиваться в их внутренние дела. Они должны делать и пусть делают, что им нравится.
Во время своих зарубежных поездок, и не только в Швейцарию, я рассказываю о положении дел в Эстонии. В августе этого года вы отпраздновали восстановление наше страны. 20 лет назад мы были бедной, отсталой частью Советского Союза. Сейчас мы далеко продвинулись вперед. Мы ввели евро и являемся одной из немногих стран, отвечающим критериям Маастрихта. У нас нет долгов, мы довольно успешны".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр