РУССКОЕ КИНО. Кинопродукция России стала откровенно КГБешной

27 февраля 2013 в 13:35

Американский журнал Foreign Policy рассказал о т.н. "русском кино", которое никогда, ни в какие времена, принципиально не смотрел ни один уважающий сам себя человек,  в статье "КГБешные Оскары" (The KGB Oscars) с подзаголовком "В путинской России именно шпионы раздают премии за лучшие фильмы года" .

Журнал отмечает, что когда режиссер Карен Шахназаров узнал, что номинирован на очередную премию, у него появилось желание вежливо отказаться. Речь шла о премии ФСБ - "известной в Москве под сознательно-ироничным прозвищем "Оскары КГБ". Шахназаров знал, что некоторые его коллеги начнут перешептываться, но, как пояснил в интервью сам Шахназаров, ФСБ - "очень влиятельная организация". Так что режиссер принял премию и произнес речь о том, что государству и кинобизнесу следует работать сообща. "Как-никак это России; речь была принята очень хорошо.

ФСБ, преемница КГБ, набирает вес в русском обществе с тех самых пор, как ее бывший директор Владимир Путин в 2000 году стал президентом. Ведомство целенаправленно ищет способы взять российское кино и телевидение под свою опеку. Еще в 2001 году оно начало финансировать российские детективы и шпионские триллеры.

Первые премии ФСБ кинорежиссерам, актерам и писателям были вручены в 2006 году. Церемонии награждения не уступали по помпезности западным, вот только они проводились в печально известной штаб-квартире ФСБ на Лубянке. Там много  оранжевого камня, который русские ассоциируют с камерами для допросов. Поэтому там не было ни папарацци, ни красной дорожки, ни независимых журналистов.  Были только несколько сотен специалистов по кинематографии. Весь зал был упакован главными шпионами страны. На  шестой  по счету церемонии в январе 2012 рупор конторы, газета"Граница России", провозгласил, что церемония стала "платформой для творческого диалога" между миром искусства и спецслужбами.

При путинской власти ФСБ развивает новое направление сотрудничества - а точнее, направление, которого не видели в России со времен КГБ. Современные премии ФСБ - это возрожденная премия КГБ (1978-1988 годов). И, совсем как своя предшественница времен Холодной Войны, ФСБ начала финансировать и изготовлять фильмы с начала до конца. Это были попытки переписать реальность, изобразить генералов ФСБ в роли героев комиксов, типа Бэтмена и Робина", - говорит эксперт  ведущей русской правозащитной организации  "Мемориал" по спецслужбам Александр Черкасов.

Наиболее амбициозным художественным проектом ФСБ до сего времени является  фильм "Личный номер" (2004). Это новая реинкарнация спорной и ужасающей реальной истории.

В 2002 году чеченцы захватили примерно 850 заложников во время исполнения мюзикла "Норд-Ост" Когда силы спецоперации штурмовали  здание, они убили около 130 заложников парализующим  газом, который ФСБ использовала для того, чтобы смирить людей, взявших заложников.

В киноверсии театр заменен на цирк, и когда ФСБ штурмует здание, она триумфально спасает всех заложников. Между тем террористы в этом фильмы сознаются, что у них есть связи с иностранными спецслужбами и туманным русским олигархом, проживающим в Лондоне - это грубый кивок в сторону Бориса Березовского, одного из самых смертельных врагов Путина.

Фильм был снят не ради любви к искусству и преследуют целиком практические цели - оправдать преступления [ФСБ]: былые и те, что пока не совершены", говорит Черкасов.

Согласно Андрею Солдатову, журналисту и историку русских спецслужб, ФСБ потратила 7 миллионов долларов на производство "Личного номера" но это только один из примеров ФСБ-кинопродукции. По телевизору крутят  другую финансируемую ФСБ продукцию - детективный сериал производства 2001 года "Спецотдел". Там рассказывается о выходце из питерской интеллигенции голубой крови, который  ловит  воров, защищая сокровища Эрмитажа.

Этот агент был первым положительным героем из тайной полиции, удостоенный внимания на русском телевидении после краха Советского Союза и сериал обыгрывал концепцию старого служаки путинской службы безопасности Николая Патрушева, что ФСБ следует считать "новой аристократией" в России.

Через 4 года вышел "Секретный надзор", популярное телешоу о современной практике слежки, в котором показывается, как ФСБ хватает террористов и защищает невинных москвичей.

В 2007 году 16-серийная "Спецгруппа" изобразила агентов ФСБ, отражающей атаки и следящей за финансовыми обманщиками.

Шахназаров, гендиректор крупнейшей русской киностудии "Мосфильм", наблюдал за этими событиями со смирением и бюджетным прагматизмом  Видя элитный жилой дом напротив "Мосфильма", Шахназаров не забывает, что может случиться с его студией, если прекратится господдержка.

"Нашей страной всегда правили сверху. Это наш менталитет, наши исторические судьбы", - сказал Шахназаров. Деньги ФСБ ничем не отличаются от денег "Дисней" (они отличаются тем, что насквозь пропитаны грязью и кровью - КЦ)."Мосфильм" "не в том положении, чтобы отказывать спонсорам".

В кабинете Шахназарова висит его снимок вместе с Путиным. Первые два президентских срока Путин концентрировался на контроле над телевидением. "Теперь у Путина есть ощущение, что кино важно не только как индустрия, но и как идеологический инструмент государства", - говорит Шахназаров.

Эта перемена вытолкнула Шахназарова на видное место в политической жизни. Режиссер был одним из доверенных лиц Путина во время избирательной кампании 2012 года. На 7-й церемонии, где вручались премии ФСБ, Шахназаров сидел в первом ряду рядом с директором ФСБ Александром Бортниковым, которого  Шахназаров ласково называет  Борткой.

На сей раз премия ФСБ за лучший фильм была вручена "Белому тигру" Шахназарова. Картина воспевает, в том числе, робот-патриотизм. Но сам Шахназаров полагает, что ФСБешникам  понравился образ советского контрразведчика Федотова.

Шахназаров уверяет: "Мы не задавались целью создать позитивный образ тайной полиции". По его словам, когда он спросил Бортникова, какие фильмы тот хочет видеть, последний не дал конкретных распоряжений, а лишь посоветовал продолжать "хорошее дело".

Отдел мониторинга

 

Кавказ-Центр