Исламская Андалусия – уроки истории

VIII век.  Иберийский полуостров, населённый племенами вестготов, ведет непрекращающиеся междоусобные войны. Знать воюет, а простой люд умирает от голода, холода и болезней. Как и остальная Европа, Испания вязнет в грехе, совершаемом «во имя Христово».

Христианство является основной религией, после следует Иудаизм. Евреи подвергаются жестоким притеснениям и живут в постоянном страхе насильственного обращения в Христианство. Похоже, что хваленая европейская цивилизация не коснулась этого уголка земли. В то же самое время в другой части света новая религия истины со скоростью света распространяется среди племён и народов. Ислам не просто религия, а цивилизация, поэтому и завоёванные земли преображаются в чудесные города и сады, жемчужины своего времени.

К началу VIII века практически все арабские и берберские племена северной Африки приняли Ислам и являются частью мощного Халифата под управлением династии Омейядов.

29 апреля 711-го года армия берберов-мусульман, насчитывающая 7000 солдат, под предводительством Тарика бин Зияда переплывает пролив, разделяющий два континента, и высаживаются в местечке под названием «Рока де Кальке», в наше время известная под названием «мыс Гибралтар» (от араб. Джабаль ат-Тарик – «гора Тарика»).

Из истории известно, что, высадившись на берегах Испании, Тарик бин Зияд приказал сжечь корабли и обратился к своему войску с речью, в заключение которой сказал: «Смотрите, о воины Аллаха! Позади вас – океан. Впереди – враги Аллаха! Выбор за вами – позор поражения или сладость победы!»

Этот день можно считать началом «аль-Андалуса».

Армия Тарика без проблем заняла Картею, город феодального графа Санчо, племянника короля вестготов Родриго, и войско мусульман начало покорение Иберийского полуострова.

По воле Аллаха завоевание проходило быстро и зачастую без применения силы, поскольку местное население, доведённое до отчаянной бедности своими феодалами, добровольно переходило под власть мусульман. Предводитель армии мусульман Тарик ибн Зияд был встречен как освободитель.

Веротерпимость мусульман обеспечила им полную поддержку христиан и особенно иудеев, со дня на день ожидавших насильственного обращения в Христианство, после чего они лишились бы прав на владение собственностью. Вот как пишет об этом Лион Фейхтвангер: «Многочисленным евреям, бесправным при христианах-вестготах, мусульмане дали гражданские права. Да, под властью Ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения собственного царства».

В каждое селение были посланы гонцы, которые зачитывали требования мусульманской стороны и обязанности, которые мусульмане брали на себя в случае добровольной сдачи города. Таким образом, мусульманская власть брала на себя обязательство улучшить условия жизни для бедных, открыть учебные учреждения для всех слоёв населения и обещала свободу вероисповедания для всех, кто откажется добровольно принять Ислам.

Таким образом, огромное количество селений добровольно сдавали ключи от городских ворот мусульманским полководцам. Помогли и вассалы феодальной знати, с поразительной лёгкостью предававшие своих королей.

К 714-му году была завоёвана большая часть Иберийского полуострова.

Мусульмане прозвали свои новые владения «аль-Андалус» – «земля вандалов», ссылаясь на дикие обычаи и нравы вестготов.

«Ад-Дахиль»

Аль-Андалус распростёрся по всей территории Иберийского полуострова, хотя арабы и берберы жили в основном на юге, а севером управляли вестготские феодалы, платившие мусульманским правителям налог.

Новое государство являлось частью Омейядского халифата, и все эмиры аль-Андалуса подчинялись халифу, чья резиденция находилась в Дамаске.

В 750-м году в результате государственного переворота власть над Халифатом перешла к Аббасидам. Представители династии Омейядов были убиты, спастись удалось только некоторым, среди которых был внук халифа Хишама, Абд ар-Рахман. Ему удалось скрыться в северной Африке, откуда была родом его мать.

В 755-м году Абд ар-Рахман прибыл в североафриканский город Сеута, откуда послал своего доверенного в аль-Андалус. Его целью было найти в Иберийском халифате сторонников династии Омейядов. Официально аль-Андалус считался частью Аббасидского халифата, но не все поддерживали наместника – эмира Юсуфа, поэтому весть о чудом выжившем законном наследнике была принята с радостью. В сентябре 755-го года Абд ар-Рахман высадился на берег Альмуньекара, провинции аль-Андалуса, где его уже ожидали сторонники.

Небольшая армия Абд ар-Рахмана без труда заняла провинции Эльвира, Сидона и Реййо. Его армия, в основном состоявшая из сирийцев, берберов и йеменцев, дошла до реки Гуадалькивир («аль-вади аль-Кабир») и разбила лагерь. Эмир Юсуф, будучи неумелым полководцем, предложил Абд ар-Рахману деньги, земли и свою дочь в жёны в обмен на договор о мире. Видя своё войско усталым, Абд ар-Рахман посоветовался со своими воинами, предложив им выбор: принять мир или продолжить войну; солдаты выбрали второе.

Стоит отметить, что обладавший живым умом молодой человек (Абд ар-Рахману тогда было не более 20 лет) ещё до этого заметил, что из-за засухи уровень реки Гуадалькивир заметно снизился, что и сыграло решающую роль. Абд ар-Рахман послал гонца к эмиру Юсуфу, сказав, что принимает предложение мира. В ответ на это Юсуф отослал в лагерь врага провизию. Этой же ночью войско Абд ар-Рахмана без труда пересекло реку и, застав армию Юсуфа врасплох, начало бой и одержало победу.

16 марта 756-го года Абд ар-Рахман бин Му’авия бин Хишам бин Абд аль-Малик бин Марван Умаййя, прозванный народом аль-Андалуса «ад-Дахиль» («вошедший», «чужестранец»), провозгласил основание Кордовского эмирата (Имарат Къуртуба) – независимой от Аббасидского халифата территории, а себя – эмиром Абд ар-Рахманом I. Абд ар-Рахман I правил Кордовским халифатом 32 года, создав сильнейшее и самое развитое мусульманское государство своего времени, основой правления избрав Коран и Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Ещё один интересный факт, достойный упоминания, – то, что за всю историю своего правления Абд ар-Рахман не проиграл ни одной битвы.

Расцвет. От Кордовы до «таифов»

Время шло, Кордовский эмират процветал, и сравниться с ним мог разве что Багдад. Роскошные дворцы, сады и фонтаны, библиотеки и широкие улицы главных городов государства привлекали и поражали своей красотой всех современников. Столица эмирата – Кордова (Къуртуба) – была третьим по величине городом мира после Багдада и Константинополя. Она имела 600 красивейших мечетей, 900 общественных бань и 50 больниц.

Великолепный полумиллионный город с мощёными улицами, тысячами домов, прекрасными дворцами и мечетями, мостами и водопроводом, общественными банями и садами соперничал с Константинополем, Дамаском, Багдадом. Филипп Итти в «Истории арабов» пишет, что Кордова имела мили мощёных дорог, освещённых ночью, так что люди ходили в безопасности, в то время как в Лондоне и Париже любой, вышедший в дождливую ночь, утопал до лодыжек в грязи – и делал это в течение семи столетий после того, как Кордова была вымощена! Оксфордские учёные тогда считали купание идолопоклоннической практикой, а студенты в Кордове наслаждались роскошными общественными банями!

Искусно построенная система образования с широкой сетью школ давала каждому возможность получить знания. Первое, что делали мусульмане в покорённых городах, – это строили мечети и университеты, что привело к появлению величественных учебных заведений в огромном числе городов.

В прекрасную Кордову, получившую гордое название «обиталище наук», приезжали учиться из Франции, Германии, Англии. Кордова имела крупные университеты с лабораториями, обсерваториями, богатейшими библиотеками. Библиофильство стало подлинной страстью в мусульманской Испании. Спрос на книги оказался настолько велик, что в Кордове множество людей жило перепиской редких и ценных рукописей.

В Андалусии было 70 публичных библиотек. Библиотека аль-Хакима II в Кордове содержала 600 тысяч томов. В Испании ежегодно публиковалось от 70 до 80 тысяч томов. Когда через четыре столетия в XVI веке Карл Справедливый основал парижскую Национальную библиотеку, он смог собрать всего 900 томов, и это после больших усилий, причём треть из них составляли книги по религии.

Но, к сожалению, расцвет этот имел и обратную сторону – жители эмирата всё более отдалялись от своей религии. Летописи того времени рассказывают о том, что вместо поминания Аллаха  во дворцах мусульман всё чаще стала слышаться музыка и смех, а вино стало незаменимым напитком на столах знати.

Иудеи и христиане стали почитаемыми друзьями, эмиры брали их в друзья, а те, пользуясь случаем, сеяли смуту и вражду между мусульманами.

Кордовский эмират раздробился на мелкие княжества – «таифы», а если точнее, на двадцать восемь, между которыми шла непрерывная война. Мусульмане воевали друг против друга и стали прибегать к помощи христиан и иудеев, вследствие чего зачастую сами оказывались обманутыми и преданными. Тем временем католические феодалы, пользуясь раздробленностью мусульман, стали завоёвывать андалусские земли. В конечном итоге к 14-му веку почти все территории мусульман перешли во владение католических королей, за исключением Гранады.

Падение. Гранада и прощальный вздох мавра

Как гласит история, эмир Гранады Абу аль-Хасан Али ибн Саад, более известный под именем, данным ему христианами – Мулей Хассан, одержав очередную победу над католическими королями, взял в плен девушку, дочь одного из полководцев.

Девушку звали Изабель де Солис. Пленённый её красотой король предложил ей стать его женой, она согласилась и приняла Ислам, взяв новое имя – Сурайя.

У короля была старшая жена, Айша бинт Мухаммад бин аль-Ахмар «аль-Хурра». Их сын, Абу абд-Аллах – Мухаммад XII, прозванный христианами «Боабдил» (так им слышалась его кунья), по праву считался законным наследником Гранады. Вскоре у короля появились сыновья и от Сурайи, которая всячески пыталась именно их сделать наследниками трона. Она убедила короля, что Боабдил готовит заговор против отца. Король ей охотно поверил и заточил законного наследника в тюрьму. Но мать Боабдила, Айша, была слишком умна, чтобы дать своему ребёнку пропасть. Она заключила договор с врагами своего мужа и его брата (унаследовавшего трон после Мулея Хассана) – и в 1482 году Мухаммад XII стал эмиром Гранады.

Правил он недолго, и в том же году, сражаясь с войском своего дяди, попал в плен к «королям-католикам» Фернандо II Арагонскому и Изабелле I Кастильской, «помогавшим» его врагам отвоевать Гранаду.

2 января 1492 года Боабдил вручил ключи от Гранады «королям-католикам» в обмен на свободу для себя и своей семьи.

Уезжая в изгнание по дороге, ведущей в Альпухаррас, он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на Гранаду, и не смог сдержать слёз. Его мать Айша, заметив это, упрекнула его: «Плачь, плачь как женщина над тем, что ты не смог уберечь как мужчина». Правда или нет, но то место с тех пор носит название «El suspiro del moro» – «Вздох мавра».

Стоит заметить, что Сурайа, любимая жена Мулея Хассана, снова обратилась в христианскую веру вместе со своими детьми, после чего им был дан титул графов Гранады, а потомки одного из них всё же стали королями Испании.

Последующие века стали огромным испытанием для мусульман Испании. Их унижали, убивали, не щадя даже детей и стариков. С целью более продуктивной борьбы с Исламом королями-католиками была создана организация, впоследствии названная инквизицией.

Жертвами святой инквизиции стали около 3 млн мусульман и евреев.

Преследования мусульман, длившиеся больше века, закончились изгнанием в 1610 году всех мусульман в Африку. Из более чем миллиона человек, по свидетельству доминиканца Бледа, более трёх четвертей было убито по дороге.

Всё, что имело отношение к Исламу, было уничтожено – сожжены величайшие книги исламских учёных, рукописи по медицине, физике и философии.

Преследовалось всё, что могло напомнить о присутствии Ислама на Иберийском полуострове – от одежды и имён до еды (в Испании запрещалось добавлять в еду специи, нарушивший запрет обвинялся в ереси и переходил в руки инквизиции). Это было великим испытанием от Аллаха.

Тем не менее, избавиться от мусульманского наследия полностью испанцам не удалось. Посещаемое место Испании – дворец аль-Амбра де Гранада. По статистике, его посещают 600 человек каждые полчаса. Всех восхищают мраморные стены с арабской вязью. При входе в главный зал красуется арабская надпись: «Побеждает только Аллах».

Хадиджа бинт Мухаммадамин [islamcivil.ru]