ВИЛАЯТ НОХЧИЙЧОЬ. Показательный концлагерь. Руслана Кутаева пытали «Лорд» и Алаудинов

Уже 20-й день в Урус-Мартановском отделе полиции содержится под стражей президент «Ассамблеи народов Кавказа» Руслан Кутаев. По официальной информации МВД Чечни, Кутаев задержан по подозрению в незаконном хранении наркотических средств. Но правозащитники считают, что дело сфабриковано.

Руслан Кутаев был задержан 20 февраля в селе Гехи Урус-Мартановского района Чечни. К дому, где он находился в тот момент, подъехали несколько машин, из которых вышло около 30 сотрудников полка имени Ахмата Кадырова. Ворвавшись в дом, они схватили Кутаева и вывели его на улицу в домашней одежде и шлепанцах. Уже в машине, прижав его голову к коленям, накинули ему на голову куртку и увезли. Не было ни обыска, ни понятых, ни протокола, который появился, но лишь после того, как Руслана доставили в отдел полиции.

В историю с наркотиками, якобы обнаруженными у Кутаева, не верит никто. Наркотики понадобились для того, чтобы привлечь его к ответственности за реально совершенное им чудовищное злодеяние, наказания за которое Уголовный кодекс, увы, не предусматривает. Он не просто дерзнул нарушить волю хозяина республики Рамзана Кадырова, но и сделал это, стараясь привлечь внимание общественности к одному из наиболее болезненных вопросов чеченской истории. 18 февраля в Центральной городской библиотеке Грозного Кутаев провел научно-практическую конференцию «Депортация чеченского народа. Что это было и можно ли это забыть?»

Мало того, что Кутаев с исключительным цинизмом пренебрег строжайшим указанием Кадырова – о депортации теперь можно вспоминать исключительно 10 мая, в день похорон его отца Ахмад-Хаджи, – на конференции он позволил себе поставить под сомнение непреложный факт процветания Чечни и чеченцев под властью Рамзана.

Мятеж был подавлен в зародыше. Уже не следующий день участников конференции вызвали на беседу к главе республики. Что говорил им Кадыров, неизвестно, но, полагаю, в будущем чеченские интеллигенты постараются вообще без лишней надобности не выходить из дома. Кутаева вызывал к Кадырову сам руководитель администрации главы республики Магомед Даудов, известный в Чечне под кличкой Лорд.

Руслан, видимо осознав, что эта встреча может для него закончиться не слишком хорошо, принялся обзванивать друзей и знакомых, среди которых известные российские политики, депутаты Госдумы, правозащитники и журналисты. Он предупредил всех, что у него возникли серьезные проблемы с республиканскими властями и что он вынужден покинуть Чечню. Подозревая, что его телефон прослушивается, он говорил всем, что находится в Пятигорске. Но это не помогло. Его уже искали: у населенных пунктов, где он мог укрываться, расставили посты полиции, был взят в заложники его брат, которого отпустили только после задержания Руслана.

Кутаева сначала привезли в Грозный. Там, по информации адвоката, его избивали руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов и заместитель министра МВД Чечни Апти Алаудинов. После этого Руслана поместили в подвал, где пытали током. 20 февраля Кутаев подписал признательные показания, что он в момент задержания действительно имел при себе пакет с тремя граммами героина. 21 февраля его перевезли в Урус-Мартан. 22 февраля председатель общественной организации «Комитет против пыток» Игорь Каляпин, встретившись с Кутаевым, обнаружил на теле задержанного гематомы. Тот объяснил, что они образовались в результате падения еще до задержания. Разговор происходил в присутствии заместителя министра МВД Чечни Апти Алаудинова и начальника ОВО Урус-Мартана.

Руслан Кутаева хорошо знает множество российских правозащитников и политиков. За него могут вступиться депутаты и высокопоставленные чиновники. Он политолог, преподаватель российского вуза. Даже если такой человек оказался абсолютно беззащитен перед произволом Кадырова, что тогда можно сказать об обычных людях, имен которых не знает никто. О том, что на самом деле происходит в республике, превращенной в показательный концлагерь, судить можно лишь по таким историям, когда в поле зрения попадает случай расправы над человеком, имеющим возможность воззвать о помощи.

Эхо Кавказа