ФИЛЬМ. «Мемориал» показал фильм о похищениях и запрете на историческую память в Чечне

Документальный фильм «Чечня. Война без следа» французского режиссера Манон Луазо был показан в помещении правозащитного центра «Мемориал».

Председатель правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов сообщил, что Манон сделала пять фильмов о Чечне. Первый из них – в 1997 году. «Она много раз приезжала в республику в самые, казалось бы, тяжелые годы, когда край был в полной разрухе. И вот пришло время, когда все восстановлено и внешне выглядит вполне хорошо. Но автор задается вопросом: а что там внутри, за фасадом?»

Режиссер снимала фильм в непростых условиях. За съемочной группой следили. Работу приходилось совершать урывками, в несколько этапов, приезжая и уезжая. К тому же люди в Чечне боятся публично говорить правду, не желая подвергать себя и своих близких преследованиям.

Журналистке удалось найти тех немногих, кто не испугался или, точнее, кому уже нечего больше терять. Человеческие судьбы, показанные в фильме, поражают. Люди в Чечне годами ищут пропавших без вести, похищенных (ночами и среди бела дня) родных и близких, не могут смириться с этим. Их горе непередаваемо, от их безысходности впору самому впасть в отчаяние.

Число исчезнувших, растворившихся без следа, по данным Александра Черкасова, составляет 5 тысяч человек (это старые цифры 2000 года – КЦ. В первую войну русские похитили более 3 800 жителей Чечне и об их судьбе ничего не известно. Во вторую войну число похищенных варьируется от 15 до 20 тысяч – КЦ),

В фильме звучит цифра в три раза большая. В любом случае это происходит «в мирное время».

Как правило, люди исчезают навсегда. За 20 лет войны, благодаря усилиям правозащитников были найдены и освобождены всего 2 человека…

В фильме рассказывается, что в сегодняшней Чечне действует запрет на историческую память народа. Один из героев фильма – президент ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев пострадал как раз в связи с этим.

Вскоре после того, как он осмелился организовать конференцию, посвященную сталинской депортации чеченского народа, Кадыров вызвал его к себе. Кутаева избили прямо в кабинете, угрожали смертью. Затем ему подбросили наркотики, арестовали, и «суд», несмотря на вопиющие фальсификации в деле, приговорил Кутаева к 4 годам лишения свободы. «Мемориал» признал президента ассамблеи народов Кавказа политзаключенным.

В «Мемориале» сетуют, что фильм не будет показан в России. Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина рассказала журналистам, что самое страшное, с чем ей приходилось сталкиваться в Чечне, это полная беззащитность и безысходность людей, потерявших своих сыновей, мужей, отцов, братьев.

«Они не могу поверить, что их близких больше никогда не будет рядом с ними, не в состоянии похоронить их в своем сердце, – продолжила она. – Это самое ужасное. Мне приходилось слышать, когда люди действительно говорят о своих родных, как это и звучало в фильме: «Слава Аллаху, что он в тюрьме».

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр