Financial Times: «Если бы не атомное оружие, Китай бы давно аннексировал Сибирь»

18 августа 2015 в 11:45
Financial Times: «Если бы не атомное оружие, Китай бы давно аннексировал Сибирь»

Financial Times рассказала о ситуации в России, перспектив путинской системы и русской слабости.

Трудно найти более энергичного сторонника Путина, чем Малофеев, так называемый православный гешефтмахер, который открыто поддерживает сепаратистов в Украине.

По рассказам Малофеева, к достижениям Путина относятся то, что он раздавил олигархов, восстановил власть Кремля по всей стране, возродить экономику, укрепить православную церковь и восстановить Россию в качестве независимого геополитического игрока.

"Россия не Бельгия. Россия может существовать только как империя", сказал он моим московским коллегам и мне лично ранее в этом году в своей конторе, переполненной царскими регалиями, пишет автор статьи. "Путин - исторический лидер. Лучший руководитель в последние 100 лет ".

Но когда его спросили, удалось ли Путину создании систему управления, которая его переживет, Малофеев выразил некоторые нехарактерные сомнения. "Найти другого Путина очень трудно. Я не уверен, что эта система может продолжаться также после Путина", сказал он.

Колебания Малофеев по вопросу смертного греха правления Путина должны быть рассмотрены западными политиками, занимающимися Москвой. Путин консолидировал власть Кремля путем удаления всех конкурирующих институтов власти и законности.

За последние 15 лет он кастрирован парламент, губернаторов, свободную прессу, оппозицию и суды. В любой долгосрочной перспективе поразительная особенность путинской России заключается не в её прочности, а в настораживающей хрупкости.

На данный момент Путин может создавать впечатление мастера на все руки, руководящего возрождающейся Россией и запугивающего своих бывших советских соседей. Но вскоре Россия, возможно, снова погрузится в циклический спад.

Не только политическая модель Путина выглядит устаревшим. Русская экономика столь же обветшала. Из-за низких цен на энергоносители, западных санкций и массового бегства капитала русская экономика сократилась на 4,6 процента во втором квартале 2015 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Реальные доходы впервые падают во время правления Путина.

Советский Союз когда-то соперничал с США за экономическое превосходство; Теперь валовой внутренний продукт Америки по паритету покупательной способности в пять раз больше, чем в России.

Если, как предлагают некоторые обозреватели, был достигнут пик спроса на нефть, то русская экономика выглядит уязвимой, учитывая ее неспособность диверсифицироваться. Она  не имеет никакой новой модели для роста.

В основе этой экономической хрупкости лежит демографическая катастрофа. Население России сейчас стало меньше, чем в Бангладеше. Многие из ее лучших мозгов бросить эту страну или были вынуждены это сделать.

В недавнем русском отчете о демографических тенденциях в стране делается такой вывод: "Если ситуация не улучшится, страну могут ожидать проблемы в экономике, международной конкурентоспособности и, в долгосрочной перспективе, в геополитике."

За рубежом у России мало надежных союзников. Евразийский Союз был создан, чтобы конкурировать с ЕС, но это дворец, построенный на песке. Москва многое сделала для партнерства с Китаем, но отношения дико однобокие и Пекин умело требует высокую экономическую цену за свою политическую волю. Если бы не ядерный век, Китай наверняка аннексировал бы к настоящему времени Сибирь.

Использование Россией пропаганды выглядит не более многообещающим, несмотря на расширение государственных СМИ на английском языке. В докладе центра Pew Research на основании опроса 45000 человек в 40 странах говорится, что отношение к России и Путину в мире плохое. В среднем  у 58 процентов жителей в каждой стране за пределами России мнение о Путине отрицательное.

Учитывая все эти слабые стороны, один либеральный русский друг сравнивает Путина с тараканом в детском стихотворении. Какое-то время таракан с его уродливыми угрозами и грозными усами ввергает всех крупных животных в панику.

Но прилетает воробей и щелкает таракана, оставив животных задаваться вопросом, почему они раньше его боялись. Судьба Путина остается неопределенной, а будущее России дико непредсказуемым".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр