ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. Назрановская операция 22 июня 2004 года

22 июня 2004 года была проведена беспрецедентная по своей дерзости и профессионализму Назрановской спецоперации, которая вошла в анналы мирового военного искусства и стала классически примером успешной диверсионно-штурмовой операции по захвату целого города минимальными военными силами.

Напомним, что в Назрановской спецоперации участвовало 600 муджахидов под руководством Шамиля Басаева и Докку Умарова, которые на несколько часов взяли город под полный контроль, сумев при этом блокировать огромные военные силы русских кафиров и ингушских муртадов, парализовав их на своих базах и местах дислокации.

Через несколько дней после этой спецоперации арабский телеканал «аль-Арабия» показал видеокадры, которые запечатлели, как жители Ингушетии, радостно приветствуют ингушских и чеченских муджахидов, которые совершили вооруженный рейд в глубокий тыл российской армии по нескольким городам и селам Ингушетии.

На видеоп было четко видно, как несколько десятков жителей Ингушетии обнимаются с вооруженными мужчинами в камуфляже, при этом никто не удивлялся и не выражает негодование.

В кадре были так же слышны возгласы Аллах Акбар! и Смерть кафирам!

На видеокадрах была видна дата съемок — 21ч. 30 м. — 21ч.36 м, 21 июня 2004.

Комментатор «аль-Арабии» тогда особо указала на то, что муджахиды на видеокадрах все европейцы, у них светлые волосы и светлая внешность.

Внимание к внешности было связано с тем, что российская власть попыталась представить ситуацию таким образом, что в военной операции в Ингушетии якобы участвовали «иностранные наемники». Так представитель ФСБ заявил журналистам, что в отрядах муджахидов были арабы, пакистанцы, алжирцы.

Однако эти утверждения уже тогда вызвали только скепсис, так как местные жители и ингушские журналисты засвидетельствовали, что это были чеченцы и ингуши.

Во время обстрела здания МВД Ингушетии, муджахиды выставили мобильные группы в кварталах, прилегающих к месту боя. Местные жители вступали в беседу с некоторыми из них.

Один из муджахидов даже рассказал, что это именно они - ингуши, уговорили Шамиля Басаева провести данную операцию, чтобы преподать урок марионеточным силовым структурам Ингушетии, МВД РФ, ФСБ и другим спецслужбам, совершающим внесудебные казни и похищения людей в Ингушетии.

«… когда моего брата похитили и я уже год не могу найти ни его труп, ни где он находится, я ушел в горы к Шамилю Басаеву. Таких как я сотни. Здесь же воюют, в основном, ингуши», - заявил муджахид.

Не подтвердились и заявления российской стороны о больших потерях среди гражданских лиц. Сами местные жители сообщили тогда о гибели директора рынка, которого приняли за милиционера, так как у него была милицейская кобура с пистолетом, сотрудника ООН, который попал под перекрестный огонь, а так же о гибели двух неизвестных в гражданской форме.

Что касается заявлений ФСБ о «расстреле беременной женщины и машин скорой помощи», то как и ожидалось, эти заявления оказались дежурной ложью, которая припасена у Лубянки на все случае жизни.

Напомним, что кафиры и муртады сообщали тогда, что в результате Назрановской спецоперации было убито «80 и ранено около 200 военных и гражданских лиц».

Командование муджахидов заявило в свою очередь об уничтожении от 150 до 200 русских кафиров и ингшуских муртадов и ранении не менее 300. Муджахиды атаковали исключительно военные объекты на территории Ингушетии.

Напомним, что во время рейда муджахидов, кафиры не пришли на помощь местным марионеточным формированиям. Об этом тогда публично заявляли сами ингушские муртады, на которых сослалось издание «Время новостей».

Как пожаловался этому изданию неназванный высокопоставленный чиновник марионеточной администрации, русские прибыли в зону боестолкновений только через 2 часа после того, как подразделения муджахидов ушли.

«Ночью ни до кого из федералов нельзя было дозвониться, - сказал он газете. - Они просто не отвечали».

По словам чиновника, дозвониться удалось, но на просьбу о помощи там ответили, что не могут рисковать людьми.

Собственные резервы сил муртадов оказались заблокированы муджахидами в местах их дислокации. По данным газеты, жители Назрани уже тогда сообщали, что официальные данные о потерях муртадов были сильно занижены.

Показательный эпизод той ночи привело Общество российско-чеченской дружбы.

Директор торгового дома «XXI век», расположенного по проспекту Базоркина в городе Назрань Республики Ингушетия Хасан Мамилов, проведший ночь в помещении своего магазина, рассказал корреспонденту ИЦ ОРЧД о тех эпизодах ночного боя, очевидцем которых ему пришлось стать.

По словам Мамилова, он не выходил из магазина с момента начала интенсивной стрельбы на улицах города. Через некоторое время он увидел, что по улице движутся два БТРа оккупационных сил.

По ним велся интенсивный огонь из расположенного рядом здания элеватора. Сначала из гранатомета был подбит один БТР; трое выскочивших из него кафиров(один из них горел) были убиты автоматным огнем.

Затем, уже ближе к зданию магазина, был подбит и второй БТР. Солдаты, сидевшие в нем и на его броне, также попали под интенсивный огонь - некоторые из них были сразу же убиты или ранены, другие побежали к зданию магазина, даже не попытавшись помочь оставшимся лежать на проезжей части товарищам.

Хасан пытался робко протестовать, опасаясь, что муджахиды откроют огонь по его магазину. Однако перепуганные кафиры оттолкнули его, и укрылись в здании торгового дома. Здесь они, вместе с хозяином, просидели до рассвета.

Лишь с наступлением утра они решились выглянуть на улицу, но выйти еще боялись. «Иди, оттащи трупы - скомандовали они Хасану, - ведь вы, кавказцы, пуль не боитесь».

Хасан сказал русским кафирам, что муджахиды давно ушли, и они могут, наконец, покинуть его магазин. Но солдаты поверили ему не сразу, и решились покинуть свое укрытие не раньше, чем еще через полчаса.

О том, что Назрановская спецоперация действительно была беспрецедентной по своей дерзости, четкости, синхронности и решительности указывали многие российские и западные комментаторы и аналитики.

Так издание «Новая газета» писало тогда — «Голливудские коммандос в Назрани. Боевики побеждают не числом, а умением».

Вот некоторые выводы и наблюдения анализа газеты:

«Успешная спецоперация боевиков в Ингушетии изумила не только обычных граждан, но и специалистов, как отечественных, так и зарубежных.

В принципе, подобное мы обычно видим лишь в голливудских боевиках да в наших фильмах про войну: спецназовцы-диверсанты, переодевшись на ходу в форму противника, устанавливают ложные блокпосты, патрули и неожиданные засады; под покровом ночи захватывают всех врасплох и бьют, бьют без числа, сами неуязвимы…».

«…И все это не спеша, по сути, в тылу федеральной группировки, буквально на пороге крупнейших наших гарнизонов, в густонаселенной равнинной местности.

Сделав свое черное дело, диверсанты-партизаны, по законам жанра, ушли-растворились в лесах, нагло и беспрепятственно ускользнув от неуклюжих, не знающих, куда бить, армейских танков и боевых вертолетов.

Правда, в реальной мировой истории спецопераций (в отличие от голливудской версии) образцов подобной удали немного. Зато множество примеров того, как тщательно подготовленные рейды командос заканчивались плачевно. Но отчаянные вайнахи (с них станется) могли вправду спланировать операцию, насмотревшись пиратских видеокопий…».

«…Нигде заранее, ни на каком секретном полигоне, боевики не готовили эту операцию, не отрабатывали взаимодействия на натурных моделях.

Надо думать, что многие вообще никогда не встречались до того. Тем не менее, действовали боевые группы удивительно синхронно, организованно, в то же время гибко реагируя на неизбежные непредвиденные изменения в обстановке….».

«…Интересный достался России враг: отчаянно дерзкий, умелый, сплоченный уверенностью в правоте своего дела, способный мгновенно вывести из подполья сотни отлично подготовленных бойцов, которые потом столь же мгновенно исчезают…. Так что теперь делать?».

Муса Стоун

КЦ