Заметки о «ваххабизме»

25 декабря 2011 в 23:14

الحمد لله رب العالمين

والصلاة والسلام على نبيه محمد وعلى آله  وأصحابه  أجمعين

 Все мы слышали про Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба.  Надеюсь, многие читали книги шейха и комментарии к ним других ученых. И, наверное, некоторых  из нас называли «ваххабитами». С другой стороны, мы привыкли, что, в принципе, никаких «ваххабитов» нет  и никогда не было.

Все мы как минимум чувствуем, что шейх  Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб досадил немалому количеству людей, если уж они двести с лишним лет используют его имя для оскорбления.

Однако на самом деле многие из нас мало что знают об этом человеке, к тому же те, кто не читает по-арабски,   вынуждены довольствоваться тем, что переведено на доступные им языки, и материалы эти, как мне кажется, иногда грешат однобокостью.

Поэтому я давно хотел поделиться некоторыми сведениями о том, кто же такие «ваххабиты», существовали ли они, и если существовали, то чем прославились. Отталкиваться я буду от тех стереотипов, которые распространяются в среде именно тех мусульман, которых как раз и называют «ваххабитами».

1.  «Неправильно слово»

Наверное, многие из нас слышали или читали, что называть последователей шейха Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба «ваххабитами»  неправильно с точки зрения арабской морфологии,  науки о словообразовании, так как  Абду-ль-Ваххаб (что означает «раб Щедро Одаряющего») это имя его отца. И что с точки зрения арабской морфологии их следовало называть «мухаммадиты», от личного имени шейха. Эту мысль любят повторять защитники «ваххабитов» по всему свету.

Я не знаю, что толкает некоторых ученых на подобные заявления, но общеизвестно, что по правилам арабской морфологии относительное прилагательное и остальны производные образуются от той части имени, которая максимально точно указывает на человека. К примеру, последователей Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи' называют шафи'итами, а его мазхаб — шафи'итским, хотя как мы видим,  Шафи' – это прапрадед имама.

Такая же история с ханбалитами, которых назвали так от имени дедушки имама Ахмада ибн Мухаммад ибн Ханбала.

По тем же правилам из составного имени относительное прилагательное и другие производные образуются также от наиболее значимой его части, а слова «абд», «абу», «ибн» отбрасываются, поэтому потомки Абду-ль-Мутталиба называются «мутталибиты» последователи мазхаба Абу Ханифы называются «ханафитами», а суфии тариката Абду-ль-Кадира аль-Джилани – «кадиритами».

Думаю, всего вышесказанного достаточно, чтобы понять, что морфологически правильное название для  последователя человека по имени Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ат-Тамими – это وهابي, или по-русски «ваххабит», а для его учения или политического движения —  الوهابية, то есть, примерно, «ваххабизм».

Другой вопрос, насколько корректно использование этих  слов, и не является ли оно изначально неверным.

Не смотря на то, что современные люди, считающиеся последователями  шейха, панически избегают этих слов, более ранние ученые не боялись их употреблять в отношении самих себя. Так, например, шейх Мухаммад ибн Абду-ль-Лятиф Аль Аш-Шайх пишет: «Некоторые люди слышат о нас, ваххабитах, но не знают сущности наших взглядов» (Фундаментальный  сборник работ шейхов надждийского призыва «Ад-дарар ас-саниййа», , 1/566). «Поэтому ваххабиты называют своё учение акидой салафов» (Там же, 16/328), «К достоинствам ваххабитов относится то, что они умертвили и удалили ереси,  а также сделали безопасными земли, которыми овладели» (Там же, 16/353).

Из-за того, что использование этого слова врагами призыва шейха Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба приобрело уничижительный и оскорбительный характер, многие ученые стали выступать против употребления этих терминов, тем не менее, в своей основе и сущности слова «ваххабит» и «ваххабизм» не несут негативного значения.

В любом случае, говоря об учении, призыве, реформаторской активности шейха и его последователей, из-за их значимости мы испытываем необходимость их определить каким-то конкретным словом, и ничего более точного и понятного, чем «ваххабизм» тут не используешь.

Некоторые саудовские ученые предлагают использовать в этом значении  термин «саляфиййа», но он слишком широк, так как включает всех людей, следующих пути праведных предшественников, в том числе и таких, как  имамы Аш-Шафи'и и Ахмад, шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим,  и огромное количество других ученых, которые жили значительно раньше шейха Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба, да помилует их всех Аллах.

Другая предложенная замена — это "надждийский да'ват ", но такой термин, наоборот, крайне сужает и привязывает движение, зачинателем которого стал шейх Мухаммад, к территории Неджда, и тоже не всегда дает правильное представление об этом движении, так как оно не было ограничено только призывом, но и включало большую политическую активность, в частности,  джихад.

2.  «Ничего нового»

Также некоторым защитникам шейха Ибн Абду-ль-Ваххаба, да помилует его Аллах, свойственно с одной           стороны утверждать, что шейх  великий реформатор, а с другой   - что ничего нового не привнес, и его теоретические выкладки никак нельзя назвать «мазхабом», то есть учением, школой исламской мысли.

Разберемся с реформаторством и обновлением в исламе. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах посылает для этой Уммы каждые сто лет человека, который обновляет для неё её религию» (Абу Дауд, 4291, Альбани счел достоверным).

В комментарии «'Аун аль-ма'буд»: "Обновляет" значит делает ясным различие между Сунной и бид'а, увеличивает исламские знания и помогает последователям этих знаний, а также наносит поражение сторонникам бид'а и унижает их… «Обновление» – это воскрешение того, что потеряно из действий в соответствии с Кораном и Сунной, а также повеление поступать в соответствии с их требованиями.

Таким образом, функция этих муджаддидов-обновителей – это разъяснение и возвращение мусульман к основам их религии, когда эти основы становятся забыты и искажены.

Такой призыв вернуться к основам может восприниматься как нечто новое и никогда раньше неслыханное погрязшими в невежестве и заблуждениях людьми. Мне, например, вспоминается история, когда женщина, от большой набожности даже носившая маленький мусхаф у себя в сумке, увидев, как её племянник, страдавший кожной болезнью, совершил перед намазом тайаммум, спросила, что это такое он делает, и, выслушав его объяснения, сказала: «Вечно вы, ваххабисты, придумаете что-то новое».

Шейх Мухаммад не создавал какой-то «пятый мазхаб» в фикхе или акиде, как говорят некоторые невежды.

Теоретической основой Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба и его последователей была салафитская акида и фикх Ахмада Ханбала.  Именно поэтому его противники на протяжении двух с половиной веков вынуждены придумывать для него ошибки, так как очень сложно найти реальные ошибки в  вероубеждении салафов или критиковать  общепризнанный  мазхаб.

Тем не менее, призыв шейха вернуться к таухиду и отказаться от ширка стал для многих неприятным сюрпризом, потому что, как и полтора тысячелетия до него, и даже раньше, люди говорили: «Мы не слышали о подобном среди наших отцов» (Верующие, 24), «О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы» (Лукман, 21), Когда они совершают мерзость, они говорят: «Мы видели, что наши отцы поступали таким образом. Аллах повелел нам это». (Преграды, 28).

С другой стороны, шейх и его последователи сумели так удачно совместить научно-просветительскую и военно-политическую сферы, и добиться столь впечатляющих успехов, что, действительно, их деятельность можно рассматривать как самостоятельное движение или школу политической мысли. С такой точки зрения это подпадает под арабское определение слова мазхаб как пути, по которому пошёл ученый в результате своего иджтихада.

Краткий исторический очерк

Часть 1. Период до саудийского государства

Чтобы понять, что же происходило на аравийском полуострове и вокруг него в эпоху Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба, постараемся сначала разобраться с географией.

Мусульманский мир представлен Османским государством, гигантской империей, раскинувшейся на три части света, которая недавно миновала пик своего могущества и перешла в стадию угасания. Огромные территории Магриба, Египет, а также Ирак находятся главным образом в номинальном подчинении султану, войны с европейскими монархиями, Россией, Персией, внутренние проблемы истощают силы,  но до конца остается еще двести лет.

Турецкий султан уже почти два века носит титулы «служителя двух Святынь» и «халифа», унаследованные в результате завоевания государства мамлюков, в частности Каира, где, по не совсем ясной информации, потомок последнего багдадского халифа, перед тем как пропасть, передал титул халифа султану Салиму Первому.

К югу от Шама, на задворках мира, находится Аравийский полуостров. Уклад жизни там не значительно изменился за последнюю тысячу лет. В оазисных селениях, которые (за редким исключением) очень трудно назвать городами в современном смысле, правят более или менее самостоятельные амиры, а бедуинские общины возглавляют племенные шейхи. Люди заняты очень зависящим от погодных условий сельским хозяйством, животноводством, торговлей, и набегами друг на друга.

На восточном  побережье Красного моря находится пустынный Хиджаз, с важным центром международной торговли в портовой Джидде, а также с Меккой и Мединой, сердцем исламской религии. Значение этих двух городов велико для всех исповедующих Ислам.  Шариф Мекки назначается правителем Османского государства, который тратит немалые средства на мекканский и мединский харамы. Шариф и жители священных городов также получают доходы от паломников, причем не только к Запретной Мечети, но и множеству других «святых» мест.

На восток от Хиджаза, в сердце полуострова, расположен Неджд, столь же пустынный, но еще и не имеющий святынь, и поэтому бедный и империи вообще неинтересный.

На восток от Неджда расположена Аль-Ахса (или Аль-Хаса), относительно сильное оазисное государство, подвассальное турецкому султану, среди населения которого немало шиитов.

На юге  Аравии расположен Йемен, где большая часть населения принадлежит к умеренно-шиитской секте зейдитов, на востоке Оман, где много  хариджитов-ибадитов. На северо-востоке, на территориях, граничащих с Южным Ираком и Ираном многие арабы исповедуют рафидитский шиизм.

«Духовную жизнь» Неджда и Хиджаза один из учеников шейха Мухаммада, Ибн Ганнам описывает так:

В Аль-Джубайля находилась могила Зайда ибн аль-Хаттаба (брата халифа Умара). К нему обращались с просьбой избавить от бед и горестей. В Ад-Дир'ийи по­клонялись также могилам, где, как утверждали, были похоронены некоторые сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В селении Фида росла пальма, к которой приходи­ли мужчины и женщины, просили у нее благословения. Сюда стекались женщины, которые не могли выйти замуж; приближаясь к дереву, они говорили: «Хочу мужа прежде всего». Во­круг пальмы совершали шествия, на нее вешали украшения.

Около Ад-Дир'ийи находилась священная пещера, называемая «Пеще­рой дочери амира», где оставляли хлеб и мясо. В Аль-Хардже, недалеко от Ад-Дир'ийи жил знаменитый святой по имени Тадж. К нему обращались за благословением, просили сотворить добро, отвратить беду; за это ему платили.

В Мекке были мавзолеи Абу Талиба, могилы матерей верующих Хадиджи, Маймуны бинт аль-Харис и др. С громкими криками мужчины и женщи­ны обращались к могилам со своими просьбами. То же происходило у могилы Абдуллы ибн Аббаса в Ат-Таифе.

В такой обстановке в 1703 году (все даты для облегчения мы приводим «от рождества Христова» ) в недждийском оазисе Аль-'Уйайна, на северо-запад от современного Ар-Рийада, родился  Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб ат-Тамими, да помилует его Аллах. Племя Бану Тамим, к которому он относится, упомянуто посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как «самые суровые из Уммы в отношении Дадджала» (Аль-Бухари, 2543).

Его первым учителем был отец, Абду-ль-Ваххаб ибн Сулейман. По сообщению Ибн Ганнама, в 10 лет он выучил Коран, в 12 лет женился и совершил хадж. Он жил некоторое время в Медине, а также путешествовал и посетил, в частности Басру, Хиджаз и Аль-Ахса. Во всех этих местах он учился у многих алимов, в частности на него оказали большое влияние два салафитских шейха из Медины. Историк Ибн Бишр сообщает, что призыв к очищению ислама от языческих новшеств шейх начал в Басре, но был изгнан оттуда и едва не погиб в дороге.

Первая книга шейха, знаменитый «Таухид», работать над которой он начал в библиотеках Басры, завершена  им, по-видимому, примерно в 1740 г.,  в городе Хураймала, где его отец работал судьей. Как пишет шейх Абду-ль-Лятиф ибн Абду-р-Рахман: «Он прибыл к отцу и семье в Хураймалу и призвал их к пропаганде таухида и запрещению ширка, отречению от него и от мушриков, и разъяснил им доказательства этого из Корана,  Сунны  и высказываний салафов. Призыв приняло меньшинство жителей, что касается знати, тиранов и грешников, то они возненавидели его призыв. Боясь за свою жизнь, он переехал в  Аль-Уйайну, и выступил с призывом там. Его поддержали многие жители, в том числе правитель Усман ибн Ахмад ибн Муаммар. Затем жители Аль-Ахса, среди которых наиболее авторитетные ученые Неджда, выступили с порицанием его призыва и написали сомнительные доводы, демонстрирующие их невежество и заблуждение». (Маджму ар-расаиль ва-ль-масаиль ан-надждиййа, 3/340).

Эти доводы шейх опроверг в не менее блестящем труде «Отведение сомнений».

При поддержке Усмана ибн Ахмада шейх перешел от призыва и разъяснения к воплощению требований таухида. Он  собственноручно срубил «священную пальму», а затем с Усманом ибн Ахмадом и его отрядом из трехсот воинов разрушил мавзолей над могилой Зейда ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Также в  Аль-Уйайне была забита камнями прелюбодейка.

Это переполнило «чашу терпения» правителя Аль-Ахса, и он приказал находившемуся у него в зависимости Усману ибн Ахмаду убить шейха Мухаммада, пригрозив жесткими экономическими санкциями. Произошло это примерно в 1744 году.

Усман не выполнил приказа, но шейху пришлось бежать (пешком) в город Ад-Дир'ийа, в трехстах километрах на запад от Аль-Уйайны.  Там он остановился у одного из своих учеников. Узнав о его приезде, на следующий день к нему с двумя братьями пришел амир Ад-Дир'ийа, и обещал шейху защищать его, как защищают своих детей и женщин. Амира звали Мухаммад ибн Са'уд, и из-за этого страна сегодня называется «Саудовская Аравия».

Ибн Ганнам дает любопытное описание этой встречи: Когда амир Мухаммад ибн Са'уд ознакомился с таухидом и узнал то, что заключено в нем из благ религии и дунья, он сказал: «О шейх, это религия Аллаха и Его посланника, в которой нет сомнения, радуйся же помощи для тебя и для того, что ты повелеваешь, и джихаду с теми, кто противится таухиду. Однако я хочу поставить два условия: если мы поможем тебе и будем вести джихад на пути Аллаха, и Аллах даст нам и тебе победу над землями, я боюсь, что ты уедешь от нас и заменишь нас на других. И второе: Ад-Дир'ийа платит мне налог, который я беру во время сбора урожая, и я боюсь, что ты скажешь не брать от них ничего».

И шейх сказал: «Что касается первого, то вот моя рука: кровь за кровь, и смерть за смерть. А что касается второго, то, возможно, Аллах даст тебе победы и завоевания, и даст тебе из трофеев  то, что будет лучше, чем этот налог».

К этому описанию их встречи мы вернемся, если пожелает Аллах, рассматривая манхадж шейха Мухаммада. (Продолжение следует).

Зелимхан Мерджо

ИА «ХУНАФА»