БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Русские пробуждаются от летаргии, продолжавшейся почти 100 лет

Проживающая с 1980 года в Барселоне чешская писательница и переводчица, автор каталонско- русского словаря Моника Згустова опубликовала во влиятельной мадридской газете El Pais статью об изменении сознания человека русского под названием "Кто осмеливается голосовать против Путина?"В ней Згустова в частности указывает:

"Русские пробуждаются от советского и постсоветского сна, продолжавшегося почти целое столетие.

Во время своей поездки в Москву в сентябре 2008 года я спорила с людьми, находящимися в наркозависимости от Владимира Путина и даже не могла вообразить, что они способны на протест. В марте-апреле 2011 все мои собеседники горько жаловались на тандем Путина-Медведева, и я увидела антиправительственную демонстрацию 31 марта, одну из тех, которые проводились через каждые два месяца. С тех пор,  почти через год, проходят демонстрации с участием многих тысяч москвичей. Что произошло за  эти три года?

Тем временем прошел другой суд над находящемся в тюрьме владельцем нефтяной компании "Юкос" Михаилом Ходорковским. И если в октябре 2003 года, когда он был арестован, русские с удовлетворением улыбались по этому случаю, то семь лет спустя они увидели, что магнат был брошен в тюрьму только из-за желания Путина отомстить сильному сопернику и бунтарю, и теперь русское общество требует его освобождения.

Между тем были арестованы  брошены в тюрьму многие другие предприниматели и бизнесмены, тоже несправедливо. Они были жертвой  коррумпированных судей, полицейских и судов. И это произошло от того, что советское бюрократическое государство превратилось в бюрократическое государство-мафию Путина.

Между тем углубился экономический кризис, и,  самое главное, на думских выборах произошли серьезные мошенничества. Электоральный обман был последней соломинкой, разбившей стакан.

"Людям надоело", сказал мне  в частном разговоре самый крупный противник правительства Борис Немцов незадолго до того, как его арестовали на демонстрации против электорального обмана. "Обществу надоело, что любой противник режима оказывается в правительственном чёрном списке, как в советские времена. "Люди рассержены тем, продолжал Немцов, что они слышат по радио и смотрят по телевизору непрерывную пропаганду, восхваляющую Путина и его куклу и не могут слышать тех, кто с этим не согласен. Людей выводит из себя, что партия жуликов и воров сводит к минимуму присутствие оппонентов в СМИ до их полного оттуда исчезновения". Это сводит к минимуму протесты и заглушает голоса несогласных, как будто их вообще не существует, чтобы дать возможность их репрессировать, чему хорошо выучился Путин в советские времена, будучи членом КГБ.

Вначале у русского общества было чувство, что после ряда лет правления слабого Ельцина Путин силой и решимостью вернул государство, обладающее с силой и решимостью. Это чувство длилось одно десятилетие.

Русское общество, эти гомо советикусы, которые до недавних пор охотно принимали фальшивые или отманипулированные обвинения против "других" со слов своего вождя, начали быть более осторожными. Русские, которые многие десятилетия были исключены из политики, подвергались государственному патернализму и не могли и не должны были принимать любые решения общественного характера, теперь пробуждаются  от сомнабулического состояния советского и постосоветского времени, от этой тоскливой и скучной летаргии, которая продолжалась почти сто лет.

"Теперь противники правительства призывают к изменению юридических процедур, может ли в результате этого случиться, что Ходорковский будет освобожден?.", спросила я Вадима Клюгберга, адвоката репрессированного предпринимателя. "Говорят, что надежда, это последнее, что теряет человек. Однако в данной расстановке политических сил надежду потеряло время".

Во всей вероятности в марте Путин станет президентом. Однако тогда будет другая обстановка, чем в предыдущее десятилетие: русские стали более сознательными,  как арабы, испанцы, чилийцы и американцы из движения "Оккупируй Уолл-стрит", и поняли, что граждане должны взять свое будущее в собственные руки. И при этом изменяется ментальность русских. До и во время моей поездки в Россию в 2008 году русские, привыкшие к советским временам, и принимали сильного полтика и ждали от него, что помимо хлеба и зрелищ он сделает их страну важной на международной арене, как в советские времена. И Путин пытался это сделать, но с малым успехом. Для того, чтобы поддержать свою надежду,  русский, этот гомо сентименталис, был готов пожертвовать трезвостью рассудка и закрыть глаза на политические эксцессы (например,  на убийство мятежных журналистов, например, Анны Политковской, и сотен других). Однако с накоплением зверств, совершенных ради политической цели, кончилось поклонение идолам и пришло время осознанности и действия.

Многие эмигрируют на Запад, потому что они не видят будущего у своей страны: Россия сейчас дает самую крупную волну эмиграции за всю свою историю. Те, кто остаются, особенно жители городов в европейской части, политически созрели и стали скептиками и критиками. Гражданское общество, которое уничтожило советскую эпоху и которое, несмотря на всё, реформировалось за эти последние 20 лет, начало выражать  недоверие и беспокойство. И поэтому гомо советикус, этот гомо сентименталис былых времен, маленькими шажками приближается к тому, чтобы стать гомо демократикусом. И этот человек будет голосовать против Путина".

Отдел мониторинга

 

Кавказ-Центр