БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Русские предпочитают рабство, сидя на традиционной печи

Институт социологии РАН провёл опрос в конце мая 2012 года – на пике протестной активности зимы-весны 2011/12. Результаты опубликованы сейчас в ежегоднике «Россия реформирующаяся».

Примерно 68% русских продолжают придерживаться мнения о том, что «страна нуждается в стабильности, это важнее, чем перемены», примерно столько же опрошенных считают, что «при всех своих недостатках нынешняя власть всё-таки заслуживает поддержки».

Исследователи по идеологическому различию выделили 3 больших группы русских.

1. Сторонники либеральных представлений о будущем России. В соответствии с численностью тех, кто полагает, что «необходима либерализация всех сфер жизни и освобождение бизнеса от власти чиновников», объём этой группы можно оценить в 28%. В их числе 7% – это сторонники капитализма, частной собственности, свободной рыночной конкуренции; эту группу мы будем в дальнейшем называть правыми либералами; и 21% – сторонники смешанной экономики (капитализма с элементами планирования или социализма с элементами рынка) или полностью социалистической экономики; эту группу мы будем называть левыми либералами, во многом близкими социал-демократической идеологии.

2. Сторонники сочетания сильного государства и рыночных отношений – те, кто считают, что «необходимы укрепление роли государства во всех сферах жизни, национализация крупнейших предприятий и стратегически важных отраслей», и одновременно являются сторонниками капитализма, рыночной конкурентной экономики. Эта группа «правых государственников» составляет 26% россиян.

3. Сторонники сочетания сильного государства и скорее социалистических отношений. Это те, кто полагают, что «необходимы укрепление роли государства во всех сферах жизни, национализация крупнейших предприятий и стратегически важных отраслей», и одновременно выступают за социалистический тип экономики, с элементами рыночных отношений или без таковых. Эту группа, наиболее объёмная – 41% –  «левые государственники», или «социал-консерваторы», в отличие от «социал-демократов». Данная группа в наибольшей степени имеет пересечение с «квази-традиционалистами».

Аналогичная во многом картина наблюдается и при анализе среза опрошенных по их положению, занимаемому в обществе. Социал-консерваторы доминируют в нижней части общественной пирамиды (в четырёх нижних стратах их численность колеблется от 46% до 50%), а в её верхней части – либералы (37%) и правые государственники (33%).

Таким образом, пока среди множества идейных течений и направлений можно выделить три, претендующие на поддержку значительных сил общества, и конкуренция между которыми могла бы обеспечить политическую динамику на ближайшие 5–10 лет, как минимум. Это лево-государственническая идея, связанная с укреплением национальной государственности и восстановлением базовых принципов социальной справедливости. Это лево-либеральная (социал-демократическая) идея, делающая акцент на тех же идеях социальной справедливости в пакете с общедемократическими свободами, европейскими политическими ценностями, экономической и социальной модернизацией.

И, наконец, это право-государственническая идеология, во многом совпадающая с основным вектором нынешнего политического курса, связываемого с именем Путина. В нынешнем спектре она выполняет роль центра, сдерживая «революционные» настроения как левых националистов, так и левых западников.

На смену коммунистической идеологии ещё в советские времена, в их последние десятилетия, пришла чисто чекистская идея, которая никогда не провозглашалась официально «идеологией большинства», но фактически именно такой и стала – это идея частной жизни. Эта стихия частного быта, которую классики марксизма называют мелкобуржуазной, сформировала психологию общества массового потребления. И именно это обстоятельство сегодня определяет пределы того левого, социалистического или социал-демократического проекта, который многие видят в качестве новой национальной идеи, способной сплотить русское большинство, рассказывают чекисты в своих СМИ.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр