Русские спецслужбы – это убийцы и бандиты. Украина только начало

Русские спецслужбы – это убийцы и бандиты. Украина только начало

***

Марк Галеотти - профессор Нью-Йоркского университета, эксперт по транснациональной организованной преступности и русским спецслужбам, опубликовал в американском журнале Foreign Policy статью о русских военных разведчиках под заголовком "Путинское тайное оружие" (Putin's Secret Weapon). В статье говорится:

"В русской военной разведке полно убийц, торговцев оружием и бандитов. И то, что они сделали в Украине - это только начало.

С начала кризиса в Украине ГРУ России продемонстрировало, как Кремль может использовать спецслужбы для достижения целей своей внешней политики, разрывая соседнюю страну с помощью лишь горстки агентов и большого количества оружия. ГРУ показало остальному миру, как Россия рассчитывает вести свои войны в будущем.

Разведывательная служба может доказать свою ценность для правительства, которому она служит, двумя способами. Или она сможет быть действительно полезной (например, будет способна найти наиболее разыскиваемого террориста), или сможет усиливать страх, неприязнь и распространять клевету на своих соперников (например, будучи названной одной из основных угроз во время слушаний в Конгрессе). Но когда разведывательная служба выполняет обе эти функции, ее ценность не ставится под сомнение.

С самого начала кризиса в Украине у Кремля было мало сомнений в важности ГРУ, руководящей структуры русской военной разведки. Эта служба не только продемонстрировала, как Кремль может использовать ее для достижения целей своей внешней политики, разрывая страну с помощью лишь горстки агентов и большого количества единиц оружия. ГРУ показало остальному миру, как Россия рассчитывает вести свои войны в будущем: сочетая технику маскировки, диверсионную деятельность, способность отрицать собственную причастность, а также точечное насилие.

Несмотря на то, что сейчас поддерживаемые ГРУ группировки боевиков в восточной Украине теряют позиции под давлением наступления сил Киева, геополитический ландшафт уже изменился. ГРУ вернулось к глобальной шпионской игре с новым набором собственных правил, что станет вызовом для Запада на долгие годы.

Последние десятилетия не были легкими для главного разведывательного управления генерального штаба вооруженных сил России. Когда-то ГРУ было, пожалуй, самой большой спецслужбой России, с автономными "резидентурами" при посольствах во всем мире, с широкой сетью тайных агентов, и девятью бригадами специального назначения. Но в начале 2013 года ГРУ уже едва существовало.

С 1992 года эта служба занималась операциями в постсоветских странах, известных в России как "ближнее зарубежье". Но похоже, что президент России Владимир Путин считал ее совершенно непригодной для достижения этих целей. Когда федеральной службе безопасности (ФСБ), русской спецслужбе, которая призвана заниматься внутренней безопасностью, позволили открыто проводить операции за рубежом в 2003 году, один инсайдер сказал мне, что это произошло потому, что "ГРУ, как представляется, не знает, как делать что-то в наших странах-соседях, кроме как считать танки ". (Вполне возможно, что ГРУ даже не удавалось справиться и с этой задачей.

Путин считал ГРУ частично виновным в слабых достижениях России во время вторжения в Грузию в 2008 году.) В Москве господствовало мнение, что сосредоточенность ГРУ на простых операциях с привлечением вооруженных боевых подпольных групп менее актуальной в эпоху кибер-войн и нефтяной политики.

Политические просчеты также способствовали ухудшению положения ГРУ. Валентин Корабельников, начальник ГРУ с 1997 по 2009 год, похоже, чувствовал себя комфортно, сопровождая группы спецназа, занимавшихся убийством партизан в Чечне, чем участвуя в тайных интригах в Москве. Его критика в адрес военных реформ Путина так же испортила ему отношения с Кремлем. Корабельникова уволили в 2009 году и заменили генерал-полковником Александром Шляхтуровым, который быстро вышел в отставку и которого в течение двух лет его пребывания на посту редко можно было увидеть в штаб-квартире ГРУ из-за его слабого здоровья.

В декабре 2011 года ГРУ получило своего третьего начальника за почти три года, генерал-майора Игоря Сергуна, бывшего военного атташе и разведчика без боевого опыта, самого низкого за званием руководителя службы за последние десятилетия.

Под конец 2013 Кремль, похоже, размышлял даже, не снизить ли ГРУ из статуса "главного управления" к статусу просто "управления" генерального штаба, что стало бы тяжелым ударом по престижу спецслужбы и ее возможностям влияния на властную верхушку.

Судя по многим признакам, понижение статуса ГРУ казалось неизбежным. С 2008 года ГРУ потерпело жестокого сокращения в период, когда бюджеты большинства органов безопасности и разведки в России постоянно росли. Восемьдесят из ста офицеров с генеральскими званиями были уволены из ГРУ - отправлены на пенсию или переведены на другую службу. Большинство частей специального назначения были переведены в подчинение регулярным сухопутным войскам. Резидентуры были сокращены, иногда даже до одного офицера, который работает под прикрытием дипломатического статуса как военный атташе.

Несколько месяцев изменили все. То, что Кремль когда-то считал недостатками ГРУ - его сосредоточенность на "ближнем зарубежье", насилии (вместо более изощренных методов), довольно дерзкий стиль работы (включая готовностью совершать убийства за рубежом) - стали преимуществами.

Почти бескровный захват Крыма в марте был реализован на основании планов, составленных главным оперативным управлением генерального штаба ВС России, которые в свою очередь  опирались в значительной мере на разведывательные данные ГРУ.

Оно всесторонне обследовало этот регион, вело наблюдение за украинскими силами, имело там базы, и прослушивало их коммуникации. ГРУ не только обеспечило прикрытие для "маленьких зеленых человечков", которые так быстро захватили стратегические точки на полуострове и только потом признали, что они являются русскими военными. Многие из этих агентов служили или еще служат в частях специального назначения ГРУ.

Существует все больше доказательств, что так называемый министр обороны сепаратистской "Донецкой народной республики"  Игорь Стрелков, которого на самом деле зовут Игорь Гиркин, находится на действительной службе в ГРУ или является офицером запаса. Вероятно,  он руководствуется по меньшей мере указаниями, если не приказами из штаб-квартиры этой спецслужбы. Как следствие Европейский Союз определил его как "сотрудника" ГРУ и добавил его в свой список людей, на которых распространено санкции.

Хотя большую часть боевиков в восточной Украине, кажется, составляют украинские или русские "военные туристы" - которых мотивирует, вооружает и поддерживает Москва - там также работают сотрудники ГРУ, помогают поставлять оружие и наемников через границу.

Лишь когда в восточной Украине в конце мая появился батальон "Восток", стало очевидным полное возрождение ГРУ. Эта группировка сепаратистов имеет такое же название, что и чеченское подразделение, сформированное ГРУ, которое было распущено в 2008 году. Этот новый батальон - состоявший преимущественно из тех же боевиков из Чечни - как казалось, появился из ниоткуда, был одинаково вооружен и передвигался на бронетранспортерах.

Его первым ходом был захват здания администрации в Донецке, включая изгнанием оттуда пестрой группы боевиков, которые превратили ее в свою штаб-квартиру. Доведя свои права, как крупнейшего пса в стаи, "Восток" начал набирать украинских добровольцев, чтобы заменить ими чеченцев, которые тихо уезжали домой.

Александр Ходаковский, перебежчик из службы безопасности Украины, заявил впоследствии, что он является командиром батальона. Но это произошло лишь через несколько дней после захвата здания администрации в Донецке. Можно предположить, что батальон сначала находился под командованием представителей ГРУ.

Похоже, что задачей "Востока" является не столько ведения боевых действий с регулярными украинскими силами - хотя и ему приходится этим заниматься - сколько быть ловким и дисциплинированным душеприказчиком Москвы, направлять остальных боевиков в нужном направлении в случае необходимости.

Батальон "Восток" делает стратегию Москвы понятной: Кремль не имеет никакого желания участвовать в традиционном прямом военном конфликте со своими соседями. Зато в будущем, вероятно, он будет прибегать к той разновидности "нелинейной войны", которая уже ведется в Украине и объединяет применения традиционной военной силы, дезинформации, политического и экономического давления и операций с маскировкой. Это те виды операций, в которых ГРУ является непревзойденным.

Наконец, хотя и Москва не собирается отказываться от своих претензий на право мировой державой, в ближайшем будущем в своей внешней политике Россия, очевидно, сосредоточится на формировании и сохранении собственной гегемонии в Евразии.

Именно в этом регионе ГРУ является сильнейшим. Например, в Казахстане, населенные русскими северные области которого являются потенциальной точкой приложения похожего политического давления через местные общины, ГРУ является ведущим поставщиком разведывательной информации, поскольку его гражданскому аналогу, службе внешней разведки, формально запрещено работать в Казахстане или любой из стран СНГ согласно алма-атинской декларации 1992 года.

Сочетание этих факторов означает, что ГРУ сейчас чувствует себя намного комфортнее и увереннее, чем еще год назад. Киев объявил персоной нон-грата военно-морского атташе посольства России, назвав его офицером ГРУ, а Игорь Сергун, начальник ГРУ, оказался в списке должностных лиц, на которых распространяются санкции Запада. Но ни одно из этих действий не причинила спецслужбе никакого вреда. В любом случае они повысили авторитет ГРУ.

Разговоры о понижении статуса ГРУ явно отсутствуют в московских кругах. Восстановление позиций спецслужбы означает, что она снова стала игроком в многолетних подковерных интригах в пределах русского разведывательного сообщества. Что важнее, это означает, что деятельность ГРУ в других странах мира, вероятно, будет вновь расширена, и она снова будет носить старый агрессивный характер.

Возрождение ГРУ показывает также, что доктрина "нелинейной войны" не просто импровизированный ответ на особую ситуацию в Украине. Именно так Москва планирует продвигать свои интересы в современном мире. Остальной мир этого сейчас еще не осознает, несмотря на то, что начальник генерального штаба ВС России Валерий Герасимов четко выразил эту точку зрения в малоизвестном русском военном журнале в прошлом году.

Он писал, что новый способ ведения войны предполагает "широкое использование политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер ... дополненных военными средствами скрытого характера", не в последнюю очередь благодаря применению частей специального назначения.

В конфликтах такого типа участвовать шпионы, диверсанты, хакеры, полезные идиоты и наемники - те агенты и сотрудники, которыми располагает ГРУ. Даже после вывода большинства частей специального назначения из прямого подчинения ГРУ, спецслужба до сих пор имеет элитные подразделения специального назначения, подготовленные для убийств, диверсий и дезориентации врага, как это демонстрирует конфликт в Украине.

ГРУ также продемонстрировало готовность работать с широким кругом авантюристов. В Чечне оно сформировало не только батальон "Восток", но и другие подразделения перебежчиков из повстанцев и бандитов.

Считают, что осужденный торговец оружием Виктор Бут выполнял также время от времени задачи ГРУ. Эта спецслужба является менее разборчивой, чем большинство ее аналогов, в том, с кем ей следует сотрудничать, что также затрудняет поиски людей, которые работают на нее.

НАТО и Запад до сих пор не имеют эффективного решения для такого развития событий. НАТО, военный альянс, созданный, чтобы реагировать на прямую и открытую агрессию, уже было дезориентирован в 2007 году, поскольку не знал, как справиться с виртуальной агрессией в форме кибер-атаки на Эстонию.

Возвращение ГРУ обещает будущее, в котором типичная угроза времен Холодной Войны в виде танков, пересекающих границу, заменяется войной нового типа, объединяющей хитрые трюки, тщательное курирование местных союзников и боевые удары замаскированных подразделений спецназначения - все для достижения политических целей Кремля.

Чисто с военной точки зрения НАТО может быть и сильнее, но если Россия сможет расколоть Запад политическими методами, провести замаскированные операции с использованием сторонних боевиков и ликвидировать стратегически важные объекты и ключевых лиц, то в действительности не имеет значения кто имеет больше танков и лучшие истребители. Именно к этому и готовит свои орудия ГРУ.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр