Солженицын разрушает последнее табу революции 1917 года

Солженицын разрушает последнее табу революции 1917 года
Александр Солженицын, впервые открывший миру ужасы Гулага, в настоящий момент разрабатывает одну из самых щепетильных тем за свою авторскую карьеру: роль евреев в большевистской революции и чистках советского периода.

В своей последней книге 84-летний Солженицын снимает последнее табу коммунистической революции: евреи были повинны в репрессиях. В книге «200 лет вместе» (здесь содержится напоминание о частичном присоединении Польши в 1772 году, в результате которого количество еврейского населения в России значительно увеличилось) три главы посвящены обсуждению роли, которую сыграли евреи в геноциде населения России во время революции и в ходе секретных чисток в Советской России.

Реакция еврейских лидеров и некоторых историков на публикацию книги была бурной. В числе прочего критики обсуждали мотивы, побудившие Солженицына к ее написанию, и выдвигали обвинения в фактических погрешностях и разжигании антисемитизма в России.

По мнению Солженицына, некоторые еврейские сатирики революционного периода «сознательно или бессознательно перекладывают на русских» вину за геноцид населения России. Однако он считает, что все этнические группы должны признать вину за совершенные преступления, и утверждает, что тема участия евреев в геноциде и чистках замалчивается.

Солженицын, которому пришлось провести большую часть своей жизни в советских концлагерях, за которыми последовали гонения, лишь только он решился изложить на бумаге свои лагреные переживания, получил Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. Сейчас его здоровье оставляет желать лучшего, но в февральском интервью он сказал, что Россия должна разобраться со своим прошлым, а именно с послереволюционным и сталинским геноцидом, и что евреев должна так же оскорблять их роль в проведении чисток, как и их преследование со стороны советской власти.

«Цель моей книги - проникнуться мыслями, чувствами и психологией евреев, иными словами, понять их духовную составляющую, - сказал писатель. - Я никогда не обобщаю, когда дело касается народа. Я всегда буду проводить различия между разными слоями евреев. Одни евреи ринулись в революцию, очертя голову. Другие, наоборот, держались сзади. Еврейский вопрос долгое время считался закрытой темой. Жаботинский (еврейский писатель) как-то заметил, что самое большое одолжение, которое нам могут сделать наши русские друзья, это никогда не говорить о нас вслух».

Тем не менее, книга Солженицына вызвала дискуссии в России. Так, например, по мнению одного еврейского лидера, она лишена «каких бы то ни было достоинств».

«Это ошибка, даже гении способны совершать ошибки, - считает Евгений Сатановский, президент Российского еврейского конгресса. - Ричарду Вагнеру не нравились евреи, но это не мешало ему быть великим композитором. Достоевский был великим русским писателем, но при этом сохранял крайне скептическое отношение к евреям.

Эта книга не о том, как русские и евреи жили вместе на протяжении 200 лет, в ней рассказывается о том, как они жили порознь на одной территории.

The Guardian, ИноСМИ.ру
www.inosmi.ru