История для народа, что аксакал для семьи (III)

История для народа, что аксакал для семьи (III)

Продолжение. Начало

В любом национально-освободительном восстании после 1552 года татары и башкиры плечом к плечу выходили на поле брани, сообща праздновали победы, вместе же хоронили павших. До 1742 года Уфимская провинция подчинялась Казани. После этого, и опять же с целью разъединения двух родственных народов, эту провинцию передали под ведомство Оренбурга или выделили в отдельную губернию. Мензелинский уезд и вся территория Бугульминского ведомства, почти полностью состоящие из татар, передавались в Уфимское, Оренбургское, Казанское подчинение и выглядели как безродные и бедные сироты.

А основную тяжесть всех освободительных восстаний несли, в первую очередь, именно эти два уезда. Основные, решающие бои с карателями происходили на территориях таких районов, как Акта-нышский, Муслюмовский, Мензелинский, Тукаевский, Сарманов-ский, Заинский, Азнакаевский, Альметьевский, Черемшанский, Ле-ниногорский, Бугульминский, Ютазинский, Бавлинский, которые в свое время были подчинены Уфимской или Оренбургской администрации, а ныне входят в состав Татарстана.

Татарские крестьяне этих районов нередко становились решающей силой в ходе восстаний, и они же первыми встречали карателей, чаще других подвергались грабежу, разбою со стороны русских полков. Не можем не остановиться еще на одном моменте. Тысячи представителей татарского народа, спасаясь от порабощения и насильственного крещения, стали убегать в Закамье и поселяться вдоль рек Белая, Ик, Сюнь, Чермесян, Танып, Тулва, Уфа, Аи сразу же после падения Казанского ханства. Еще в XVI-XVII веках, судя по историческим документам, датированным 1574, 1682, 1705, 1711 годами, на территории нынешнего Башкортостана были основаны такие татарские села, как Карышбашево, Киги, Атов, Юкаликулево, Турышево, Явгильди, Арсланово, Мустафино, Тулюково, Тамьяново, Сеитово, Илмурзино, Байгузино, Имангулово и десятки, десятки других.

Поселившись на территории полукочевого народа, татары сразу же стали возводить мечети, открывать медресе, осваивали земледелие, обменивались невестами, справляли совместные свадьбы. Происходила естественная в этих условиях ассимиляция татарского и башкирского народов. И, безусловно, когда на их земли вступали карательные полки или грабили их русские колонизаторы, то татары и башкиры совместно поднимались в защиту друг друга, вместе же выносили все тяготы и лишения.

Видимо, именно поэтому башкирские старшины всегда с распростертыми объятиями встречали все новых и новых переселенцев-татар и наделяли их лесами, озерами, лугами, землей. Чтобы разъединить два родственных народа, царское правительство в начале XVIII века неоднократно посылало регулярные полки с целью насильственного возвращения беглых татар в Казанский уезд. Но где бы не появлялись русские войска, башкиры первыми поднимались в защиту татар. Не помогло и издание Анной Иоанновной в 1736 году специального Указа о запрещении браков между татарами и башкирами. Татарские семьи по-прежнему продолжали поселяться между Камой и Уралом, и эти земли уже сотни лет назад стали для них родными.

Для подтверждения своих слов приведем и цифры. Если в середине XVIII века на территории Башкортостана насчитывалось 412 тысяч жителей, то более 200 тысяч из них составляли переселенцы. В то время (уже в то время!) царские чиновники разделяли татар на три группы: тептяри, мишары и казанские татары (большевистское руководство их переплюнуло: татар сегодня разбили на казанских, сибирских, крымских, ногайских, астраханских, даже нижгарских). В 1747 году в Башкортостане проживало 57500 тептярей и 10100 мишарей.

О казанских же татарах обособленных данных нет. Известны данные, появившиеся позже: в 1917 году здесь проживало 650 тысяч татар, башкиры же в 1920 году составляли 524 тысячи человек (Р.Сибагат. Башкортостан татарлары Нем аларныц теле. "Казан ут-лары", 1992, ?1). Вернемся, однако, к истории национально-освободительной борьбы и обратим внимание еще на одну особенность. Где бы ни вспыхивали восстания, в XVI-XVII веках основной удар повстанцев, как правило, был направлен на важнейшие форпосты русских колонизаторов - Уфу, Мензелинск и Казань.

Именно здесь сосредотачивались русские карательные отряды и ненасытные царские чиновники. В ходе восстаний жители практически всех татарских сел, расположенных между Уфой и Казанью, активно включались в повстанческие отряды. Причем частенько именно они становились решающей силой в борьбе против колонизаторов.

Соответственно и каратели обрушивали свои кровавые удары в первую очередь на татарские села, входящие ныне в Сабинский, Пестречинский, Балтасинский, Мамадышский, Рыбно-Слободский, Азнакаевский, Елабужский, Мензелинский, Ак-танышский, Тукаевский, Сармановский, Муслюмовский, Бугульминский, Агрызский и другие районы. Исходя из вышеперечисленных доводов, мы с полным основанием можем утверждать, что все восстания XVI-XVHI веков - это ни что иное, как совместная борьба татарского и башкирского, нередко и марийского, чувашского, удмуртского народов против колониального ига.

Ясин Ташбулатов

  

«Свободный Кавказ»