ПРОЩАЙ, НЕМЫТАЯ… «Больше в Россию ни ногой»

28 октября 2007 в 13:21

Эту историю рассказал мне давний друг - страстный турист, прошедший, проехавший и проплывший просторами Евразии не один десяток тысяч километров. В свое время ему даже было присвоено звание «Заслуженного туриста СССР».

Он был одним из первых, кто, после начала горбачевской «перестройки», впервые стал осваивать просторы Европы именно в качестве «классического» туриста - с палаткой, велосипедом байдаркой и гитарой. И сейчас, несмотря на возраст, тяга к путешествиям у моего друга не ослабла. Как профессиональный журналист, от первого лица излагаю историю поездки группы из 6 украинских туристов в местность, которую российцы называют Карелией, а коренное население - Ингемарландией. Надеюсь, сотрудники «КЦ» меня поймут, почему я не называю имен - в Украине, к сожалению, до сих пор хватает русской гебни, и лишние неприятности как мне, так и моему другу, совершенно ни к чему.

С уважением,

Семен ПТАХИВ

Больше в Россию ни ногой

Как ни странно, но в России еще сохранились места, где человек может испытать удивительное, пьянящее, ни с чем не сравнимое чувство единения с природой. Не знаю, с чем это связано - возможно, за 70 лет совка российцы просто не успели испоганить всю оккупированную территорию. Как бы там ни было, одним из таких мест является Карелия. Бескрайние, чистые озера, девственные леса, первозданная природа - все это как магнитом манит настоящего туриста. Поэтому вряд ли кто удивится, что летом 2007 года шесть киевлян - туристов со стажем, запасшись необходимым снаряжением, отправились в Карелию в трехнедельный туристический поход на байдарках.

Прямые поезда из Киева в Карелию не ходят - надо было пересаживаться в Петербурге. Как принято в спаянных туристических группах, кто-то из ее состава обязательно остается на страже - ведь без снаряжения в условиях дикой природы современному человеку не выжить. Такую практику мы применяем везде, в том числе и в больших городах. Итак, приехав из Киева в Петербург и перевезя снаряжение с Витебского вокзала на Финляндский (для чего пришлось нанять небольшой грузовик), пятеро членов нашей группы отправились гулять по «северной Пальмире», а я остался на дежурстве - поезда в Карелию пришлось ждать несколько часов.

Долго я буду вспоминать эти часы - у меня создалось впечатление, что у руководства железной дороги одна главная задача: убедить пассажиров, что на их жизнь кто-то покушается.

По крайней мере, каждые несколько минут, с завидной регулярностью меня (а вместе со мной и всех, кто находился на территории вокзала) призывали обращать внимание на подозрительных субъектов или предметы, или подозрительные действия подозрительных субъектов, и, разумеется, немедля сообщать о них в милицию или ФСБ. Не знаю, может, для русских это и привычно, но на меня, как гражданина Украины, это производило тягостное впечатление.

Наконец, поезд подали на посадку, мы погрузили снаряжение и отправились к месту назначения - станции Лоухи. Вот здесь-то нас и ждал неприятный сюрприз. После того, как мы выгрузили из вагона снаряжение, к нам подошел неприметный тип, предъявил удостоверение Федеральной службы миграции и попросил предъявить документы. Уж не знаю, чем мы его привлекли - возможно, украинской речью.

Увидев украинские паспорта, он потребовал от нас заполнить какие-то формы, отправиться на почту и оплатить по 125 рублей «за регистрацию».

Мы, разумеется, отказались - между Украиной и Россией действует межправительственное соглашение о взаимных поездках граждан, которое предполагает право нахождения граждан одной страны на территории другой в течение 90 дней без всякой регистрации. Так ему и говорим: «Ничего платить не будем - ваш Путин сказал, что нам положено 90 дней без всякой регистрации». Но бравый капитан (так, по крайней мере, значилось в предъявленном удостоверении) ни о каком соглашении слышать не хотел: платите - и все тут. Впрочем, на первых порах он даже пытался быть любезным: предложил отдать деньги ему - сам, мол, заплатит, потом снизил цену до 110 рублей с человека, потом до 100, потом до 90...

В конце концов дошел до 70. Но когда капитан понял, что платить мы не собираемся, тон его изменился - он стал нам угрожать: «Не зарегистрируетесь - вызываю «воронок», и едем в милицию!» И начал тискать кнопки своего мобильного телефона.

У одного из нас был «навороченный» мобильник - с камерой, микрофоном, а также функцией мобильного GPRS-интернета. Так что мой товарищ направил на бравого капитана камеру, а я при этом говорю:

«Ну что ж, вызывай «воронок», поедем в милицию. Только не забудь при этом и украинского консула вызвать. Да, кстати, учти: все, о чем мы говорим, записывается, и одним нажатием кнопки мы это перешлем в Интернет. Подумай хорошенько, как твое начальство посмотрит на это дело. Но нам кажется, что не быть тебе, капитан, майором!» Говорят, что русские чужих языков не понимают. Неправда! Еще как понимают, особенно, когда это касается их задницы!

Всю эту тираду я произнес по-украински, но ФСМщик меня прекрасно понял. Смотрю - нажал отбой, набрал какой-то другой номер, отошел метров на 20 и долго что-то говорит в трубку. А мы стоим и ждем. Через полчаса подходит к нам другой, постарше, в чине подполковника. Спрашивает: «Есть какие-то претензии к нашей службе?» Мы отвечаем: «Что вы, какие претензии!» «Тогда - счастливого пути!» И удалился.

Но на этом наше знакомство с российской ФСМ не закончилось. Этим же поездом вместе с нами на станцию Лоухи приехала другая туристическая группа - из Харькова. Смотрим, а к ним подъехал «воронок», и в него грузят их снаряжение! Мы, разумеется, подошли к ним, поговорили с бравыми ментами в том же духе... Ментовский воронок в результате как приехал, так и отправился назад - пустой, а харьковчане были нам очень признательны.

Три недели мы провели просто прекрасно. Не стану описывать красоты Карелии - кто там был, и так знает, а кто не был - с чужих слов не поймет. Но, несмотря на всю прелесть девственного леса и зеркальной глади озер, изобилие грибов, ягод и рыбы, мы решили: больше в Россию - ни ногой! В конце концов, рядом находится Финляндия, и там - те же самые озера, и такая же чудесная природа. Вот только там тебе, как туристу, рады - ведь ты привозишь им деньги, а значит, делаешь страну богаче. А в России мало того, что считают тебя кем-то вроде низшей расы - так за твои же деньги еще и пытаются обмануть!

Я не сомневаюсь, что бравый ФСМщик прекрасно знал о российско-украинском соглашении, и просто брал нас на понт, как говорят в определенных кругах. Так что теперь, вдоволь насытившись российским «гостеприимством», мы с чистой совестью вслед за Лермонтовым можем сказать: «Прощай, немытая Россия!».

Семен ПТАХИВ

Отдел писем

КЦ