Польские эксперты прокомментировали статью КЦ о наращивании русских войск в Дагестане

6 октября 2010 в 16:11
Польские эксперты прокомментировали статью КЦ о наращивании русских войск в Дагестане

Влиятельное польское издание Wirtualna Polska опубликовала большую статью, специально посвященную материалу Кавказ-Центра о наращивании русскими оккупантами своей вооруженной бандгруппировки в вилайяте Дагестан в связи или с подготовкой Россией новой войны с Грузией, или предстоящими операциями против моджахедов, или с запланированным подавлением внутренних волнений.

В связи с опубликованной на сайте Кавказ-Центра статьей, аналитик Польского института международных отношений Роберт Шмигельский  (Robert Śmigielski) отметил:

"В конце Второй войны в Чечне Дагестан стал опорным пунктом для исламских партизан. По мере снижения активности боевых действий в Чечне, Дагестан и Ингушетия превратились в инкубатор сепаратистских тенденций. Поэтому я не могу исключить, что русские запланировали операцию в Дагестане.

Кржиштоф Страхота, глава отдела по Кавказу и Средней Азии в Исследовательском центре по Восточной Европе (OSW ), в свою очередь указал:

"Эксперты сходятся в единогласном мнении, что новое нападение России на Грузию маловероятно. Я не вижу причины того, почему на Грузию надо нападать через Дагестан. За последние несколько месяцев мы не видели в русско-грузинских отношения ничего такого, что бы отличалось от нормы и послужило основанием для возможного нападения.

Анджей Вилк, глава исследовательского отдела по безопасности и обороне в Центре  OSW, подчеркнул:

"Если возникнет необходимость в вооруженном нападении на Грузию, русские нападут без каких-либо колебаний. Россия на Северном Кавказе обладает таким потенциалом, что у неё не будет никаких проблем за короткое время вторгнуться в Грузию.

Однако для этого необходима политическая воля, а на данный момент в Кремле её нет. Кроме того, трудно понять, какие цели может при этом ставить Россия, чтобы заплатить за них высокую политическую цену в то время, как сейчас Россия целиком зависит от хороших отношений с Западом".

Страхота отмечает, что если Россия запланировала вторжение в Грузию, то территория Дагестана является для этого не самой удачной.

Русский эксперт Павел Фельгенгауэр считает, что "если нападать на Грузию, то лучше это делать по традиционным направлениям, через Южную Осетию и Абхазию. Однако в обоих самопровозглашенных республиках находятся международные наблюдатели, и русским трудно обойти их контроль, чтобы начать кампанию, которая забьет гвоздь в гроб политического и общественного имиджа России.

Против нападения на Грузию имеются и более прозаические доводы. Сейчас уже октябрь и в горах снег. Зимой даже у отдельных путников возникают сложности с переходом через кавказские горы, не говоря уже о военной операции. Ни один лидер в здравом уме не начнет военную операцию в таких условиях. По крайней мере, до апреля никаких решительных действий со стороны России не предвидится".

Польское издание продолжает:

"Согласно Кавказ-Центру, альтернативным объяснением концентрации русских войск в Дагестане является подготовка там Россией наступления, чтобы покончить с Имаратом Кавказ, даже в условиях зимы.

Однако, говорит Вилк, исламские партизаны под командованием Амира Кавказа Докку Умарова рассеяны и раздроблены, чтобы Москва могла наращивать против них войска. Это как стрелять по воробьям из пушек, отмечает Вилк.

Об отсутствие координации между подпольными исламскими ячейками говорит также Шмигельский:

"Таковы законы конспирации. Чем меньше одна ячейка знает о другой, тем лучше. С одной стороны, конспирация укрепляет безопасность, а с другой, вынуждает партизан ограничиваться диверсионными атаками".

"Партизаны способны провести диверсии, но они не способны противостоять войскам", утверждает Вилк.

Шмигельский также обратил внимание на качественные изменения в отношении партизан: "Существуют небольшие отряды исламских моджахедов в лесах, но большинство живет и работает в городах. Когда требуется проведение операции, они "одевают форму повстанца".

Издание продолжает: "Может быть, Россия не будет ни с кем воевать, потому что там просто нет врага?

- Я не вижу никакого противника для русской армии на Кавказе, Русские там для того, чтобы усмирять, не для того, чтобы воевать.

Как представляется, воевать сейчас не в интересах русских. У них есть слишком много чего терять. Оба их лидера, Путин и Медведев, не осмелятся начать войну. Война в Чечне и созданная Путиным атмосфера террора позволила ему усидеть в кресле 8 лет. Однако сейчас ситуация радикально изменилась. В одну и ту же реку не входят дважды, отмечает Вилк.

- Сценарий 11-летний давности сейчас абсолютно устарел. Русские освободились от травмы, нанесенной им из-за их поражения в Первой «чеченской войне». Охладились и их эмоции, возбужденные волной взрывов в конце 1990-х. Поэтому любая операция на южных границах России не будет содействовать набиранию очков на их президентских выборах.

Как представляется, любой кандидат, начавший новую войну на Кавказе накануне президентских выборов, обречен на поражение. Русские любят стабильность, считает Шмигелеский.

Издание продолжает:

"Согласно Кавказ-Центру, среди местных прорусских казаков ходят слухи, что Москва собирается депортировать чеченцев Сибирь, положив тем самым раз и навсегда сопротивление на Северном Кавказе.

- Это совершенно невозможно. Сейчас не эпоха Сталина, который мог депортировать целые народы в вагонах для скота. Удивительно, как Россия собирается игнорировать международное общественное мнение, если решится на такой шаг. Это можно было проделать только в условиях мировой войны, когда никто не обращал внимание, говорит Вилк.

- Россия серьезно озабочена ростом инакомыслия среди молодежи, разрастанием Джихада и нестабильности для нее на Северном Кавказе. Однако введение чрезвычайного положения - не лучшее решение. Это может вызвать спираль сопротивления и взрыв в Дагестане, который совершенно не совместим с интересами, которые могут превалировать в России, отмечает Шмигельский.

- Дестабилизация ситуации для русских неуклонно возрастает, там все время происходят антипартизанские операции. Поэтому отправка дополнительных войск не означает подготовку к внутренней войне, говорит Фельгенхауэр.

Эту точку зрения разделяет Вилк:

- Россия ориентируется на средства для оккупации, а не для открытых военных действий. В Дагестане дислоцированы в основном внутренние войска. У них оснастка, которая внешне кажется внушительной. Но это не оружие для сражений на полях войны. Это оружие может только остановить автоматный огонь. Это та самая оснастка, которая применяется милицией при введении военного положения.

С одной стороны, русские не хотят эскалации  насилия, что может привести к войне по всему Кавказу. С другой стороны, они понимают, что иногда военные операции нужны.

- В Дагестане русским нужно вести себя очень осторожно. Я не знаю, является ли лучшим решением милитаризация республики и введение военного положения, указывает Шмигельский», - пишет в заключение своей большой статьи польское издание Wirtualna Polska.

Отдел мониторинга

КЦ