РУССКАЯ ВЕСНА. Время Путина кончилось. Он «допел свою песню до конца»

РУССКАЯ ВЕСНА. Время Путина кончилось. Он «допел свою песню до конца»

Пол Старобин, бывший глава московского бюро влиятельного американского еженедельник Business Week опубликовал в газете Boston Globe статью о ходе Русской Весны. Ставробин в частности отмечает:

"На Западе некоторые обозреватели рассматривают протесты как хорошее проявление демократического импульса - Русскую Весну (термин впервые был введен  в оборот  Кавказ-Центром - КЦ), которые принесут свободу в разгар зимы обществу, порабощенному авторитарным режимом Путина.

"То, что происходит в России, хорошо для демократии", говорит эксперт по России Стефан Коген из Нью-йоркского университета.

Однако в более продолжительном отрезке времени русской истории происходящее, которое на первый взгляд выглядит как предвестник демократического изменения (пока существует Россия как единая страна, никакой демократии в ней сроду не будет - КЦ), может быть лучше понято как нечто иное - семейная драма, в которой отец нации выступает против недовольных детей (иллюстрация из Boston Globe КЦ).

Этот разворот событий  циклично происходит в России в течение многих веков, в советском и царском прошлом. В данном случае от Путина сейчас устало  повзрослевшее при нём поколение, которое его сначала приняло, а во многих случаях восхищалось его суровым правлением.

"Это выросшее путинское поколение", сказала The Wall Street Journal 36-летняя модератор ток-шоу Тина Канделаки. "Это не означает, что они должны любить Путина".

Русское общество имеет глубокие и прочные патриархальные корни, наследие православной византийской культуры, в которой отец почитается как властный (и непогрешимый) правитель семьи.

"Домострой", православный учебник 16 века по управлению семьей, который поощрялся как церковью, так и царем как идеализированное выражение того, как должны жить русские, призывает к строгому  и бесспорному повиновению жены мужу и детей родителей, для общего блага всех.

Народ в этом смысле может пониматься как большая семья во главе с царем.

"Крестьянская верность была личной верностью идеализированному облику далекого властителя, которого крестьянин считал своим отцом и защитником", пишет гарвардский ученый Ричард Пайпс в своем классическом труде "Россия при старом режиме".

Это умонастроение сохранялось даже при Советском Союзе, который вроде бы должен был представлять собой радикальный слом русской традиции, но на практике воплотил в себя многие из его черт.

Культ личности вокруг Сталина, правителя в период между концом 1920-х и началом 1950-х, фактически превратил его в Красного Царя  - отца нации, якобы строился на уважаемом наборе коммунистических принципов.

Когда взорвался изнутри Советский Союз, Россия столкнулась с вакуумом руководства. Когда в конце 1999 года бразды правления взял Путин, 52-летний полковник КГБ, он удовлетворил стремление в сильном руководителе, которым может гордиться русская семья.

Однако хороший отец может стать плохим отцом - благостный царь может стать обидчиком. И модель "Домостроя" со своим поклонением отцовской власти не предлагает никакого иного решения как сменить отца, который увел нацию в сторону с прямого пути.

В эти дни, якобы новая Россия, которая больше не представляет собой мультикультурный конгломерат советских республик, в определенных отношениях является Старой Россией с возвращением в досоветские времена. Молодые русские, озабоченные своим будущим, стоят в передних рядах антипутинского движения.

Для Запада и особенно для Америки, Россия всегда была мало понятна, в частности потому, что мы настойчиво видим общество в категории демократии Джеферсона, которая существует у нас.

В данный момент Вашингтон занял осторожную позицию, требуя от Путина обратить серьезное внимание на обвинения в обмане на декабрьских выборах.

Вашингтон наиболее тесно завязан на группе либеральных старейшин ельцинской эпохи - однако эти люди мало уважаемые среди протестующей сейчас на улицах молодежи.

В то же самое время любая американская попытка воодушевить антипутинское движение откровенно открытым образом, приведет, вероятно,  к обратной реакции, потому  что такая стратегия позволит Путину разыграть карту "иностранного вмешательства" во внутренней политике.

Россия находится в разгаре семейной вражды - и как в каждой семейной вражде, посторонние имеют возможность получить только самое смутное представление о линиях конфликта, исходящих из прошлого недовольствах, возможностей решения или усилие враждебных действий.

"Твой отец  хороший человек", говорит тургеневский Базаров одному из своих друзей, "но его дни сочтены, свою песню он допел до конца".

Нынешнее русские приходят к тому же мнению о Путине - отце, которого они в свое время обнимали. Однако проблема с отцами состоит в том, что они никогда не признают, что их время кончилось", заканчивает свою статью в Boston Globe Пол Старобин.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр