Обман, шпионы, ложь: Россия одурачивает Запад

Обман, шпионы, ложь: Россия одурачивает Запад

В связи с выходом в Англии в издательстве Bloomsbury 15 марта книги известного специалиста по России Эдварда Лукаса (Edward Lucas)  "Обман: шпионы, ложь и как Россия одурачивает Запад" (Deception: spies, lies and how Russia dupes the West), популярная лондонская газета Daily Mail опубликовала отрывок из этой книги. В нем в частности говорится:

"Сейчас Холодная война окончена. Но мы отметаем проблемы русского шпионажа к нашей собственной погибели.

Русский режим такой же тиранический, уголовный, смертоносный и во всех аспектах такой же параноидальный и хищнический, как СССР.

Этот режим  считает, что Запад двуличным, надменным и жадным и хочет наши секреты, военные, деловые или политические. Для их получения он использует целую армию живущих здесь на Западе шпионов, самым мощным оружием которых является их ординарность.

Это люди тайно проникают в наше общество. Вы можете встретиться с ними у школьных ворот, работать вместе в одном офисе или увидеть, как они косят траву на газоне в соседнем доме.

То, что у России  есть такие агенты в США, Британии и Европе (и повсюду в других местах), должно вызывать тревогу.

Представьте себе ненавидящего вас человека, у которого есть ключ к двери вашего дома. То, что он пока еще к вам не забрался, чтобы спалить ваш дом, украсть у вас ценные вещи или подбросить наркотики, служит малым утешением. Проблема в том, что он может это сделать в любой момент. Обман - это основа основ сегодняшней России.

Это не удивительно, так как сейчас этой страной правят шпионы советской эпохи, начиная с Путина, который сам является бывшим офицером КГБ, и дальше вниз.

Они известны как "силовики" и представляют собой уголовное сообщество заговорщиков с целью самообогащения. Под их властью безнадежно стирается граница между общественными и частными интересами.

Они захватывают и систематически грабят успешные деловые предприятия.

Каждому, кто стоит на их пути, грозит тюрьма или даже убийство.

Люди, которые по утрам являются министрами, во второй половине дня работают в качестве президентов коммерческих предприятий. Однако это не настоящие компании в западном смысле.

Их задачей является не получение прибавочной стоимости, вознаграждение акционеров или капиталовложения на будущее, а перекачка денег в частные инсайдерские схемы.

Ни в одной другой стране гангстерство и государственная власть так тесно не переплетаются друг с другом, как в России.

Жадность -  главная характеристика этой новой элиты, но к их другим движущим заботам также относится восстановление позиции России в мире, предотвращение того, чтобы Запад больше никогда не смог воспользоваться их слабостью, как он это делал в 1990-х непосредственно после падения коммунизма.

Россия должна быть сильной, ее должны бояться и уважать, настаивают они.

В основе этого заговора стоит наследница КГБ -  национальная госбезопасность, всесильная ФСБ, которую одно время возглавлял Путин. Она действует как принудители (enforcers) русского режима, карая отважных и запугивая трусливых в целях обезглавливания любого возможного политического или экономического противодействия. 

Над ней нет никакого конституционного, юридического или демократического контроля.

Это государство в государстве, закон в самом себе. Однако влияние этого зла не остается в пределах страны.

При почти неограниченном богатстве и полном вооружении государственными ресурсами,  от шпионских спутников до подводных лодок, это государство развило почти неограниченные возможности в шпионаже и манипуляциях.

Как указал один критик, главный экспорт России это уже давно не нефть и газ. Это коррупция. Грязные русские деньги коррумпируют финансовые системы, бизнес-культуру и политиков стран, к которым они прикасаются.

Русские агенты используют подкуп и шантаж для воздействия на политическую жизнь на Западе. Есть три различных пути, по которым русские мастера шпионы могут залезть под нашу кожу.

Во-первых, когда привлекательные молодые русские и восточно-европейские женщины направляются на мужчин, обычно  среднего возраста, в таких тёмных международных организациях, как Парламентская ассамблея Совета Европы или Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничества в Европе.

Несмотря на протесты, их обычно берут на работу за их навыки в области исследований. При этом остается подозрение, что  некоторые из них склонны влиять на людей, принимающих решения, или к получению чувствительной информации.

Не случайно политики, на которых они работают, иногда по-рабски поддерживают русские предложения и русские стратегии при голосованиях.

И не сложно реконструировать, что происходит. Привлекательна молодая студентка с паспортом из восточно-европейской страны, например, Болгарии, получает работу в Брюсселе как практикантка и делает свой диплом по европейской энергетической политике.

Только обстоятельная проверка службой безопасности может выявить семейные связи с бывшим КГБешником или учебу на шпионское мастерство в России.

Второй путь внедрения русских мастеров шпионов на Запад происходит через огромное число эмигрантов, которые двинулись на Запад после крушения коммунизма. Они - или совместный жилец по квартире или партнер/партнерша по постели - могут знать секреты страны, в которой он сейчас  живут.

Если они не согласны шпионить, то их личные связи на родине делают их уязвимыми для запугивания и шантажа. Даже самые безобидные могут быть источником полезной информации.

Тот, кто работает в отделе по выписке счетов в компании мобильной телефонной связи или в налоговом управлении, или компании по установлению кредитного рейтинга, могут помочь ФСБ выявить фальшивую легенду иностранного агента, находящегося в поездке в Москве.

У западного бизнесмена, посещающего Россию, есть убедительная кредитная история? Можно ли проверить номер его мобильника? Какие звонки он  делает?

Простая информация о том, кто с кем куда поехал, может однажды стать полезной.

То же самое относится к работе эмигрантки в банковском филиале - она может иметь доступ к подробной информации по счету клиента  и знать, у кого проблемы с деньгами и кто поэтому может стать предметом вербовки.

В-третьих, это настоящие спящие (sleepers), обученные шпионы, которые внедрены в западные общества в долгосрочных целях.

Они представляют собой "нелегалов", мужчин и женщин, работающих на иностранное правительство, присутствие которых, в отличие от официальных дипломатов, являются скрытым.

У всех этих "нелегалов" есть одно общее - помимо их лояльности Москве - это их  серость. Я опросил примерно с десяток лиц, общавшихся с разоблаченным в США в 2010 году "нелегалом" Хартфилдом, и никто не мог вспомнить его  характерные причуды, слабости или привычки, которые бы выделяли его из общей массы.

Есть искушение высмеять бесполезность этих шпионов, засланных с огромными хлопотами и расходами заграницу, чтобы собирать информацию, которую часто можно получить путем одного клика мыши компьютера. Однако смеяться над этим нельзя. История  разоблаченных в США "нелегалов" выявляет целеустремленность России инфильтрировать и, если удастся, подрывать Запад.

Для силовиков в Москве западное общество - шпионский рай.

Несмотря на детекторы металла и проверки личности, которые тяжким бременем ложатся на нашу повседневную жизнь, мы почти с самоубийственной безмятежностью  относимся к вопросам, касающихся нашей действительной безопасности - защите наших тайн и нашему  принятию решений.

Запад в очень сильной степени потерял бдительность. Со времени 9/11  были смещены приоритеты. На контрразведку британская MI5 выделяет только 4% своих ресурсов  - подавляющее большинство их идет на борьбу с терроризмом.

В Бельгии буквально горстка местных ловцов шпионов следит за сотнями русских, которые работают в Брюсселе и потенциальная задача которых может состоять в проникновении в штаб-квартиры ЕС и НАТО или в большее число других интересующих русских организаций.

То, что вызывает беспокойство с отношении разоблаченных в США спящих, это не секреты, которые они могли выкрасть, а какое число невыявленных, им подобных живет незамеченными в Британии, Европе и Америке. И сколько агентов они в свою очередь завербовали, и кто проникает в нашу деловую, социальную и финансовую жизнь.

Для большинства людей беспокоиться о русских шпионах звучит почти комически параноидально. Распространено мнение, что у нас нет секретов, достойных для выкрадывания. Это неправда. У нас есть секреты, которые нас защищают и которые, если они будут раскрыты, оставят нас беззащитными. Поэтому, как нам помешать тому, чтобы их выкрадывали у нас из-под носа?

Для начала, нужно быть более осторожным в профессиональной и общественной жизни с теми, с кем общаешься.

Как бы это невероятно ни звучало, вне зависимости от гражданства, биографии или карьеры, дружелюбный новый коллега, клиент, поставщик или деловой партнер может оказаться врагом внутри дома.

Джейс Вулси, бывший директор ЦРУ, сформулировал эту проблему следующим образом:

"Если вам случится вступить в разговор с говорливым, говорящим по-английски русским, который носит костюм за 3000 долларов и говорит вам, что он является членом менеджером одной русской торговой компании, он может быть действительно тем, за кого он себя выдает.  Он может быть офицером русской разведки, работающим под коммерческой крышей. Он может быть членом организованной русской преступной группировки. Однако самая интересное состоит в том, что он одновременно может быть всеми тремя.

Что касается западных правительств, то они должны занять более жесткую позицию.

Мы имеем дело с противником, который целеустремлен, таит обиду и параноидален там, где мы безмятежны и доверчивы. Мы хотим ему понравиться. Мы надеемся, что  ему понравимся мы, и, в конце концов, он станет таким, как мы. Ничего их этого наш противник не хочет.

И это суровая правда, с которой мы должны сталкиваться в своих отношениях с Россией".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр