Атаку на вокзал провёл «русский ваххабит». Эксперты полагают, что Волгоград — это подготовка к Сочи

29 декабря 2013 в 21:27
Атаку на вокзал провёл «русский ваххабит». Эксперты полагают, что Волгоград — это подготовка к Сочи

***

29 декабря около 12:45 в здании железнодорожного вокзала города Волгограда прогремел мощный взрыв. Банда НАК заявила, что это была Шахидская атака и бомбу привела в действие «смертница».

Желто-прессовые «Лайф-Новости», используемые ФСБ для слива нужной информации, поспешили выложить «фото головы смертницы», которую якобы обнаружили на вокзале.

Кафиры заявили, что «предварительно установили» её личность: это 25-26-летняя Оксана Асланова (или Арсланова) — вдова одного из амиров Дагестана, пишет UmmaNews.

Но уже совсем скоро версия о «смертнице» была опровергнута источником «Интерфакса» в оперативных службах: атаку на вокзале Волгограда организовал «русский ваххабит», который принёс взрывчатку в рюкзаке.

Источники сообщают фамилию предполагаемого моджахеда — Павлов.

В банде «СК» назвали и предполагаемую мощность бомбы, сорвавшей с петель тяжёлые двери вокзала, — не менее 10 кг в тротиловом эквиваленте.

То, что в Джихаде всё чаще участвуют русские мусульмане, не может не вызывать озабоченности у Москвы. По мнению экспертов, мужчины славянской внешности могут очень легко «растворяться» в толпе, не привлекая к себе внимания.

Укажем также, что уроженцем Волгоградской области является русский моджахед Мухаммад (Павел) Косолапов, которого ФСБ подозревает в организации Шахидской атаки в мосметро в 2004 году и в атаке на «Невский экспресс» в 2007 году.

«По всей видимости, этот город привлекает внимание террористов, поскольку является крупным транспортно-пересадочным узлом на юге России», — рассказывают чекисты.

В данный момент ФСБ проверяет версию о наличии в Волгограде «мощной и хорошо организованной террористической структуры».

Тем временем западные СМИ отреагировали на произошедшую 29 декабря в Волгограде атаку статьями, где высказываются сомнения относительно безопасности посещения путинской олимпиады в Сочи.

«Взрыв, прогремевший на центральном железнодорожном вокзале… является уже вторым ударом по городу за три месяца, что подчёркивает угрозу безопасности для приближающихся олимпийских игр в Сочи», — пишет британская газета «Телеграф».

Издание «Фёрст-Пост»:

«Это может увеличить озабоченности по поводу способности правительства обеспечить безопасности зимней олимпиады-2014 на черноморском курорте Сочи. Игры, которые открываются через 40 дней, являются одним из основных проектов по поддержанию престижа Путина, который хочет показать, насколько далеко ушла Россия с момента распада Советского Союза в 1991 году…

Лидер мятежников (Insurgent leader) Докку Умаров, чеченский полевой командир, в видео, опубликованном в Сети в июле, призвал боевиков приложить „максимум усилий“, чтобы не допустить проведение Путиным олимпиады. В пятницу начинённый взрывчаткой автомобиль убил трёх человек (и снёс половину здания ГИБДД — КЦ) в Пятигорске, находящемся недалеко от Северного Кавказа и в 270 км (170 милях) восточнее Сочи.

„Мы можем ожидать больше подобных атак“, — сказал Алексей Филатов, заместитель начальника объединения ветеранов „Альфа“  — элитного подразделения по борьбе с терроризмом. „Сейчас угроза очень велика, потому что в это время террористы могут произвести большое впечатление, — сказал он Рейтер. — Меры безопасности давно были усилены вокруг Сочи, поэтому вместо него террористы будут наносить удары в таких соседствующих городах, как Волгоград“.

Волгоград является одним из мест проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году — другого заметного спортивного события…  которое принесёт с собой тысячи иностранных болельщиков в города России.

Воскресная атака стала самым смертоносным ударом в центре России, начиная с января 2011 года, когда смертник-бомбист с Северного Кавказа убил 37 человек в зале прибытия загруженного московского аэропорта… Филатов заявил, что широко распространённая практика размещения металлоискателей при входе в аэропорты и на вокзалы рискует вызвать больше потерь: „Мы создаём эту опасность для самих себя, создавая место для сбора толпы“», — пишет издание «Фёрст-Пост».

«Уолл-Стрит Джорнел»:

«Если подтвердится, что та атака [21 октября на рейсовый автобус] вместе с воскресной являются работой исламистских террористов с Кавказа, это, вероятно, вызовет опасения по поводу грядущих зимних олимпийских игр в Сочи, которые открываются в начале февраля… Волгоград — город, численностью примерно в миллион, находится в 690 километрах (428 милях) севернее Сочи. В пятницу автомобиль взорвался за пределами полицейского участка, убив 3 человек (и разрушив половину здания ГИБДД — КЦ) в южном российском городе Пятигорске, который находится примерно в 275 километрах от Сочи».

Ассошиэйтед пресс:

«Ещё никто не взял на себя ответственность за воскресную атаку в Волгограде, но она состоялась спустя несколько месяцев после того, как чеченский повстанческий лидер (rebel leader) Докку Умаров призвал к новым атакам против гражданских целей в России, в том числе на игры в Сочи. Волгоград, находящийся в 550 милях южнее Москвы и примерно в 400 милях севернее Сочи, является черноморским курортом, окружённым горами Северного Кавказа.

Бомбёжки с использованием смертников и другие нападения, связанные с исламскими повстанцами (Islamic rebels), скитающимися по Северному Кавказу, потрясали Россию в течение многих лет. Правительство развернуло десятки тысяч солдат, полицейских и сотрудников других служб безопасности, чтобы защитить олимпиаду — любимый проект президента Владимира Путина, а её организаторы пообещали сделать Сочинские игры „самой безопасной олимпиадой в истории“».

«Крисчен Сайенс Монитор»:

«За последние полтора десятилетия в подобных атаках в различных российских городах были убиты тысячи, но приближающая зимняя олимпиада в Сочи, скорее всего, стимулировала террористических стратегов, таких, как чеченских исламистский военачальник (Islamist warlord) Докку Умаров, активизировать свою деятельность.

В сообщениях русских СМИ предполагается, что в самом Сочи дислоцирован гарнизон в 40 тысяч специальных полицейских, его оберегают совокупностью высокотехнологичных мер безопасности, и столица Москва, возможно, также была сделана относительно неприступной для террористического проникновения. Но множеству других крупных российских городов, таких, как Волгоград, уделялось меньше внимания, и они, безусловно, остаются уязвимыми.

Бомбёжка скачкообразно увеличивает тревоги в Кремле на фоне открытия Игр в Сочи, которое состоится всего лишь через месяц, и для их успешного исхода крупно вложился авторитет президента Владимира Путина.

Андрей Солдатов, редактор „Агентуры.ру“ — интернет-журнала, изучающего службы безопасности, предупреждает, что две атаки в Волгограде в последние месяце показывают: террористы с бушующего Северного Кавказа имеют возможность наносить повторяющиеся удары по крупный российским целям.

„Реальный страх состоит в том, что эти волгоградские взрывы могли быть диверсионными атаками, — говорит он. — Такое случалось и ранее, мы знаем, что террористы используют подобную тактику. Если они планируют что-то большое, то вот такие атаки могут отвлечь силы безопасности, заставить их перенаправить ресурсы с основной цели и вообще повсюду сеять неопределённость… Очевидно, что они могут ударять по целям за пределами северокавказского региона, и эти люди это делают. Нет никаких оснований полагать, что Сочи и Москва находятся в безопасности только потому, что они ударили по Волгограду“, — говорит он».

В своём отдельном комментарии по ситуации вокруг Волгограда чекист Солдатов отмечает, что взрывы в Волгограде (если их действительно провели моджахеды, ведь ответственность за них пока никто не брал) — это часть общей стратегии.

«И я очень опасаюсь, что её суть сводится к попытке отвлечь силовиков, учитывая приближающуюся олимпиаду», — пишет Солдатов.

По его мнению, моджахеды очень хорошо умеют использовать такую диверсионную тактику отвлечения внимания, это и является самой большой опасностью для Москвы — то, что задачей является отвлечение внимания от ситуации в Сочи.

«Они хотят показать силовикам, что придётся тратить больше ресурсов на обеспечение безопасности не только на олимпийских объектах, но и за пределами этого региона, потому что террористы могут наносить удары и там. Кроме этого, сам Волгоград, видимо, был выбран повторно для того, чтобы и местные силовики, и московские тратили отдельные дополнительные силы там, что опять-таки служит тем же самым целям дробления внимания. Я думаю, что все спецслужбы сейчас думают именно о таком варианте.

Когда в июле Докку Умаров выступил с заявлением, что он снимает эмбарго на проведение терактов на территории центральной России, то было два важных вопроса, на которые не было ответа. Главный заключался в следующем: то, что до этого в течение полутора лет терактов не было — это заслуга силовиков или это потому, что боевики выполняли указание Умарова? Соответственно, после его выступления, в котором он сказал, что теперь будет наносить удары по Сочи, было непонятно, есть ли у него для этого люди и есть ли у него для этого возможности. И события в Волгограде показывают, что у него, к несчастью, есть и то, и другое. Причём не только на уровне исполнителей, но и на уровне организаторов, так как, повторюсь, организатор предыдущего теракта уже был убит. И всё это, конечно, заставляет продумывать самые худшие варианты, а таковым является предположение, что эта серия терактов служит для отвлечения внимания перед большим событием — олимпиадой», — заключает Солдатов.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр