Великое стратегическое партнерство или...?!

Великое стратегическое партнерство или...?!

***

Делюсь чувством глубокой горечи по поводу китайского отношения к нашему президенту. Узнал случайно. Писал для Газеты.ру колонку «10 месяцев, которые потрясли мир» про грандиозную, хотя и не совсем удавшуюся попытку возродить нашу сверхдержаву во всех ее проявлениях, включая и боевое братство с Китаем. И вдруг обнаружил то, чего не замечал. Может быть, телевизор скрыл? Впрочем, я его не смотрю.

 Короче, оказалось, что за неделю до исторического визита Путина в Китай туда приезжал президент Туркменистана Бердымухамедов. И, по интересному совпадению, тоже с историческим визитом. 


Притом китайцы организовали для него такую же программу, как потом для Путина — с подписанием соглашения о «стратегическом партнерстве» обеих держав, подписанием газовых договоров (к 2020-му из Туркмении будут качать в Китай 65 млрд кубов — чуть не вдвое больше тех 38 млрд кубов, которые китайцы в том же 2020-м разрешили качать Путину). Плюс к тому прием небывалой пышности и элегантности.

Для Бердымухамедова специально презентовали новообразованное женское подразделение почетного караула — отборные красавицы (вот, например, собственное китайское описание волнующей церемонии). «Очень, очень хорошо» — сказал Бердымухамедов.


Этакий параллелизм двух прибытий на поклон, в котором каждому с дальневосточной тонкостью указано его место. Сначала приветили одного, потом, поскромнее, — второго. Обидно? Чуть-чуть. 

Но если взглянуть со старинной китайской точки зрения, то ничего удивительного. Варвары делятся на северных и южных. Умные из них являются на поклон в Поднебесную, свидетельствуя тем самым свою тягу к цивилизации. Это весьма похвально, и их благосклонно принимают, сообразно размеру поднесенных даров. 

В этих координатах и Бердымухамедов, и Путин — оба северные варвары. Первый поднес больше, ему и почета больше. Но и второго не обидели. Приняли подношения. Хотя «кто пришел последним, тот и говорит последним». Такова, подозреваю, формула великого «стратегического партнерства» между Поднебесной и нашей державой.

Сергей Шелин

 

***

 

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр