Financial Times рассказала об очередном путинском преступлении против его рабов:
Запрет на ввоз распространяется на различные товары, в том числе мясо, рыбу и молочные продукты. К ним добавлен длинный список бакалейных товаров.
В меню России, однако, значатся не только пищевые продукты. Как отметил Медведев, Москва может ввести запрет на полеты западных авиакомпаний в русском воздушном пространстве. Рассматриваются и прочие "защитные меры", которые, что не исключено, коснутся целого ряда отраслей промышленности, включая производство автомобилей и авиастроение.
Использованное Кремлем в качестве ответной меры эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции вряд ли можно назвать "новой тактикой" - вспомним хотя бы ограничения, которые Россия в разное время вводила в отношении Грузии, Молдовы, Балтии и Польши. Однако масштаб нынешнего эмбарго несравним с прежними запретами.
Важно понимать, что санкции поставили под удар наименее обеспеченную часть населения России.
Россия остается крупным импортером продовольствия. Привозным товарам, вероятно, будут искать замену. Эмбарго может привести к росту цен и возникновению дефицита. Конечно же власти могут какое-то время пытаться убеждать публику посредством своих СМИ, что рост цен на продовольствие и его нехватка являются "следствием западной агрессии" в ответ на санкции России.
Путин рискует, ставя на кон собственную популярность у себя в стране. Судя по всему, Путин таким образом сигнализирует, что зависимость России от западного продовольствия - это уязвимость, которой нет места в эпоху возросшей геополитической конкуренции.
Все это напоминает шаг назад к автаркистской политике советского руководства времен Холодной Войны. Своими действиями в отношении стран Запада Путин четко и намеренно нарушает обязательства, взятые на себя Россией при вступлении во ВТО.
Не исключено, что игра заранее просчитана, и Путин надеется, что медленная реакция со стороны ВТО позволит ему действовать безнаказанно. Запад должен противостоять подобным поползновениям.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр