ПОСОБНИЧЕСТВО. Власти Казахстана хотят выдать казашку-мусульманку Китаю, где её казнят за раскрытие «гостайны»

ПОСОБНИЧЕСТВО. Власти Казахстана хотят выдать казашку-мусульманку Китаю, где её казнят за раскрытие «гостайны»

Радио «Азаттык» сообщает, что в городе Жаркент Алматинской области Казахстана 23 июля возобновится суд над этнической казашкой из Китая Сайрагул Саутбай.

Этой весной она перешла приграничный центр «Хоргос» и бежала в Казахстана для воссоединения со своей семьей – супругом Исламом Уали и двумя детьми, которые 2 года назад стали гражданами Казахстана, получив статус репатриантов.

Казахские власти судят Сайрагул «за незаконное пересечение границы». Ее могут депортировать в Китай, где 42-летней мусульманке грозит расстрел за раскрытие государственной тайны Китая о концлагеря «перевоспитания», где содержатся тысячи мусульман.

По разным оценкам в оккупированном Китаем в 1949 году Восточном Туркестане проживает от 1 до 3 млн. казахов, которые подвергаются репрессиями также, как и мусульмане уйгуры.

Сайрагул сообщила в суде, что в Китае действуют концлагеря для мусульман, которые занимаются их «перевоспитаниям», что является гостайной китайских коммунистов.

После того, как муж и дети женщины получили гражданство Казахстана, она пыталась воссоединиться с семьей, однако власти Китая запретила ей переезд, как члену партии и госслужащему (учительнице).

Кроме того, ее привлекли на работу в один из концлагерей «политического перевоспитания», где содержится около 2500 казахов. Она оказалась в заложниках ситуации.

Китайская сторона требовала возвращения в Синцзян (оккупированный Восточный Туркестан) мужа и детей, изъяла ее документы. Промаявшись 2 года вдали от детей и мужа, Сайрагул решилась бежать в Казахстан. Рискуя попасть в китайскую тюрьму, она перешла государственную границу, и после краткого счастья в кругу семьи оказалась в тюрьме казахстанской.

Возвращение на землю предков обернулось наручниками, конвоем полицейских с автоматами и скамьей подсудимых.

Судебный процесс, который сначала велся на непонятном для Сайрагул русском языке, по ее ходатайству отложили на время перевода материалов уголовного дела с китайского и русского на казахский язык с арабской графикой, дореволюционным письмом, которым продолжают пользоваться казахи Восточного Туркестана.

Китай требует выдачи Сайрагул Саутбай. Ее защитник адвокат Абзал Куспанов говорит, что по китайским законам ей грозит смертная казнь. Гостайну Китая о концлагерях для мусульман Сайрагул огласила в суде в присутствии двух представителей китайского консульства и журналистов.

Кроме того, ей приписывают и «измену компартии». Адвокат просит суд применить к ней Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный Казахстаном и стоящий выше государственных законов, согласно которому члены семьи могут воссоединиться и жить вместе в одной стране.

Суд в Жаркенте взбудоражил казахстанское общество. Общественность уверена, что если для Китая депортация Сайрагул является дело принципа, то для Казахстана отказ в передаче ее китайским властям должен стать делом чести, призывают казахские общественные деятели.

Да, слишком разные у двух стран весовые категории – 1,5 миллиардный Китай и 16 миллионный Казахстан. Да, чиновники, как правило, часто руководствуются «политической целесообразностью».

Да, давно уже нет тюрко-исламского единства, который позволил в 8 веке тюркскому ополчению и йеменской коннице Аббасидского халифата наголову разбить у южных границ современного Казахстана китайскую императорскую армию и на 12 столетий остановить продвижение Китая на Великую Степь.

Но выдача этнической казашки китайским властям при вероятности ее казни станет несмываемым черным пятном, и этого вряд ли не понимают в Казахстане.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр