Уход США из Афганистана: Поражение или ловушка для Китая?

Уход США из Афганистана: Поражение или ловушка для Китая?

Уйдёт ли Америка из Афганистана полностью, пожиная горечь поражения? Или это ловушка для Китая, чтобы втянуть Пекин в Афганистан, который станет новым болотом для поднебесной, где Индию и тюркские страны подготовят для столкновения с Китаем?

США оправдывают свой уход из Афганистана следующим образом:

«Опасность для Америки со стороны Афганистана достигла такого уровня, с которым можно иметь дело без постоянного военного присутствия в стране и без продолжения войны с Талибаном».

Эти слова, в свою очередь, можно понять в следующим образом: 1. США потерпели поражение (даже если некоторые не хотели в это верить) и не хотят продолжать тратить деньги на бесконечную войну. 2. США ставят ловушку для Китая. 3. США больше не видят необходимости в своем присутствии или угрозы со стороны Талибана своим интересам.

Ряд комментаторов пишут, что Америка стремится к стратегической стабильности для восстановления глобального порядка. Этого можно достичь путем улучшения управления при поддержке региональных игроков, в то время как США играют роль наблюдателя и посредника.

Саудовская Аравия: Саудиты поддерживали Талибан до американского вторжения, затем Эр-Рияд изменил свою политику в пользу США, и это побудило Катар воспользоваться ситуацией, сблизившись с Талибаном и выступив посредником в подписании соглашения между Исламским Эмиратом Афганистан и США.

Китай: Афганистан - это часть китайской стратегии проекта «Один пояс, один путь», направленного на обеспечение сухопутного торгового пути в Европу и получение газа и нефти из стран Центральной Азии.

Туркменистан передал права на разработку нефтегазового месторождения Галкыныш (одно из крупнейших месторождений в мире) китайской компании CNPC и британской компании Petrofac, гендиректор которой, сирийский оппозиционер Айман Асфари, также является консультантом в Chatham House.

Месторождение должно обеспечивать топливом страны Центральной Азии, с последующим транзитом в Индию и в Китай. После ухода американцев марионеточное правительство Кабула может пригласить Китай войти в Афганистан. Уход США из Афганистана оставил стратегическую пустоту, которую сверхдержавы попытаются заполнить, считают наблюдатели.

Китай строит отношения с Ираном и Пакистаном посредством денежных займов. Для достижения своих целей, Пекину необходимо расположить к себе и Талибан, поэтому не исключено, что Китай предложит талибам деньги и экономические проекты в обмен на мир и защиту экономических интересов Китая в Афганистане.

Индия: Что касается Индии, то она не в восторге от ухода американцев, потому что вывод американских войск из Афганистана дает Китаю и Пакистану, как региональным державам, возможность заполнить пустоту, поэтому Нью Дели поддержит «Северный Альянс» и будет сближаться с Ираном.

Иран: У Тегерана не было хороших отношений с Талибаном, он скорее поддерживал «Северный Альянс» и помогал Вашингтону в ​​Афганистане во время американского вторжения.

Иран опасался осады американцев с востока (Афганистан) и запада (Ирак). Для иранцев вывод американских войск из Ирака стал подарком. Тегеран стал активно устанавливать свой контроль над Ираком.

Что касается хазарейских шиитов в Афганистане, то они тесно связаны с Ираном. Война в Афганистане побудил миллионы из них эмигрировать в Иран, который вербовал большое количество из них для боевых действий в Сирии в составе бригады «Фатемиюн» в обмен на деньги и проживание в Иране.

Тегеран и Талибан не союзники и не друзья, а враги на долгосрочном стратегическом уровне, но обе стороны пытаются решать свои тактические задачи. Талибан назначил хазарейского чиновника и сблизился с хазарейцами, возможно, для достижения трех целей:

1. Заставить хазарейцев действовать под «крышей» Талибана, вместо того, чтобы позволить Ирану их использовать. 2. Построить новый авангард. Иран извлекает выгоду из ненависти многих шиитов к Америке и «Израилю» и их отношению к Палестине в своей идеологии и изображает себя лидером борьбы с ними, особенно при соучастии арабских и оккупационных режимов.

Иран также извлекает выгоду из суннитско-шиитского конфликта, изображая себя глобальным защитником шиитов.

Турция: Американцы заинтересованы в сохранении сил НАТО в Афганистане под флагом необходимости контроля над международным аэропортом в Кабуле. Для этих целей ставка сделана на Турцию, которая, по мнению Вашингтона, сможет найти общий язык с талибами.

Турки проявили в этом вопрос очень большой интерес и явно хотят заложить основы своего военного присутствия в Афганистане в южном подбрюшье тюркского мира. Очевидно, в Анкаре считают, что это дает Турции важный стратегический рычаг.

В свою очередь ряд комментаторов выдвинули версию, что интерес США не столько в сохранение контроля над аэропортом, сколько попытка использовать тюркский фактор для сдерживания Китая. Некоторые конспирологические источники даже уверены, что т.о. Вашингтон готовит тюркский мир к войне с Китаем, учитывая экспансионистские устремления Пекина и геноцид против тюрков-уйгуров.

Между тем Байден в своей последней речи попытался объяснить уход США из Афганистана. В тезисной форме это выражено следующим образом:

- Если бы мы не приняли решение о выходе, были бы гораздо более серьезные последствия.

- Мы не будем праздновать окончание войны, но мы выполнили то, чего хотели. - Мы считаем, что возвращение наших солдат домой отвечает интересам нашей национальной безопасности. - Для нас нет смысла продолжать эту войну в военном отношении.

- Мы знали, что ситуация с безопасностью в Афганистане станет более сложной, но нынешняя ситуация не могла продолжатся вечно.

- Как мы и ожидали, афганские военные находятся под сильным давлением, но американское финансирование будет продолжено для поддержания существования афганских ВВС.

- Мы не испытаем момента «миссия выполнена». Это война, которая длится 20 лет и не может быть выиграна военным путем. - Мы гордимся нашими солдатами и благодарны им. Мы продолжим оказывать давление, чтобы добиться политического решения.

- Мы не будем праздновать окончание войны, но мы выполнили то, чего хотели.

- Мы считаем, что возвращение наших солдат домой отвечает интересам нашей национальной безопасности.

- Для нас нет смысла продолжать эту войну в военном отношении.

- Если бы мы не приняли решение о выходе, были бы гораздо более серьезные последствия.

- Захват Афганистана талибами не является неизбежным.

- Конечно, я не доверяю Талибану. Но я уверен в возможностях афганской армии. - Афганская армия хорошо обучена, оснащена и более боеспособна.

- Миссия в Афганистане пока не провалена.

- Угроза терроризма из Афганистана распространилась на Ближний Восток и Африку, и нам необходимо сосредоточить наши ресурсы на этих регионах

- Единственный путь к миру и безопасности в Афганистане для афганских лидеров достичь соглашения с талибами.

- Мы можем обеспечить безопасность тех, кто покидает Афганистан, но мы не можем доставить их в Соединенные Штаты одновременно.

- История Вьетнама не повторится в Афганистане, где люди ждут вертолет у посольства.

- После 20 лет присутствия, потраченных триллионов долларов и убитых тысяч американских и афганских солдат, я не отправлю еще одно поколение американцев на войну в Афганистане.

- Ни одна страна не покорила Афганистан. Империя зашла туда, но не покорила Афганистан.

- Маловероятно, что в Афганистане будет сформировано единое правительство.

На вопрос, не будет ли после вывода войск ответственность за кровопролитие переложена на Соединенные Штаты, Байден сказал:

«Нет, нет, нет. Афганцы сами должны решить, какое правительство они хотят».

Но на эту сентенцию Байдена напрашивается еще один вполне естественный вопрос:

«Так что же вы 21 год не давали народу Афганистана сделать тот выбор, который они хотят и с помощью бомб и ракет, убийства более 1 миллиона афганцев, устанавливали в этой стране демократию?!»

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр