Профессор Хомяков: О сценарии разрыва России на части

29 декабря 2009 в 11:28
Профессор Хомяков: О сценарии разрыва России на части

Русский политэмигрант в Киеве, московский профессор Петр Хомяков, написал статью, в которой указывает на те больные точки России, которые могут привести к демонтажу России. Профессор отмечает:

"Говоря о сценариях, образно говоря, «разрыва России» в «тонких местах», стоит пояснить, что таких «тонких мест» много. Но вот не каждое такое «тонкое место» приведет к развалу России. Это должно быть ясным из простого взгляда на карту.

Любая катастрофа, техногенная ли, природная ли, природно-техногенная, гуманитарная, социальная, региональная политическая, и т.д., и т.п. затихнет сама, либо в результате усилий центра, если не будет иметь неожиданного продолжения в совершенно другом месте.

Так, Саяно-Шушенская диверсия не может «отделить» Красноярский край от РФ, но может спровоцировать сепаратизм Дальнего Востока в условиях длительного отсутствия связи с центром. И тогда возникает ситуация «двойного удара», когда еще не справившись с одной проблемой, Москва получает другую проблему в другом регионе. Это, в свою очередь, ослабляет Москву и провоцирует уже относительно легкое и простое возникновение следующих проблем для Кремля.

Аналогичный пример и с Воронежем. Возникает цепочка проблем Воронеж - Северный Кавказ. Интересно, что при этом простое самостоятельное обострение войны на Северном Кавказе к развалу России не приведет. Этот фактор может быть важным, либо как продолжение в некой цепи проблем для Москвы, либо как первое звено в другой цепи.

Например, география ясно показывает, что в случае с Северным Кавказом для Москвы было бы большой головной болью последующие попытки Грузии отвоевать Южную Осетию и Абхазию. Ибо большой пожар на Северном Кавказе не позволяет Москве свободно действовать за Кавказским хребтом. А без этого, простое обострение войны на Северном Кавказе бесперспективно. Но это уже чисто военно-политический сценарий. А их мы пока не рассматриваем.

Мы рассматриваем сценарии «разрыва» России в местах, где этот разрыв ведет не к ОТРЫВУ отдельных территорий, а именно РАЗРЫВУ НА ЧАСТИ ВСЕЙ РФ некой зоной острого кризиса или катастрофы.

После чего теряется способность Москвы к реакции на следующие вызовы. Мы осторожно оцениваем перспективы чисто политических причин, ведущих в тех или иных регионах к аналогичным последствиям. Почему? Потому что в большинстве своем народ России инертен и не способен стать инициатором своего собственного освобождения. Воспользоваться ситуацией кое-где народ еще может, но вот самим создать ситуацию - нет.

Поэтому мы и обращали такое повышенное внимание ситуациям, созданным объективными причинами. Однако есть в России регионы, где и потенциал сопротивления достаточен, а географическое положение делает социальный взрыв в таком регионе опасным для всей России. К такого рода регионам относится в первую очередь Татарстан.

Власти Татарстана и Башкортостана намерено поощряют сепаратистов и местных националистов, чтобы продемонстрировать Москве свою незаменимость. Их игра состоит в том, чтобы Москва поверила - без их мудрого руководства татарский и башкирский сепаратизм станут реальностью. А потому в интересах самой Москвы увековечить их власть в соответствующих регионах.

Но Москва больше не верит в незаменимость Шаймиева и Рахимова. Не ясно, что вызывает скепсис Москвы, сама угроза татарского и башкирского национал-сепаратизма, или способность Шаймиева и Рахимова этот сепаратизм сдерживать.

Судя по всему, верна первая версия. Москва уже неоднократно намеревалась сменить руководство Татарстана и Башкортостана. Однако, Шаймиев и Рахимов принадлежат к «четверке тяжеловесов», в которую помимо них входит Лужков и Россель. Выдавливать из политики всех их сразу небезопасно для Кремля. Их совокупный потенциал позволял им на равных противостоять Кремлю. Однако, их начали «бить по частям». И начали с самого слабого звена - Росселя, который недавно был отправлен в отставку с поста губернатора Свердловской области.

И ничего не произошло. Вероятно, это дало Кремлю надежду тихо и безболезненно убрать всю четверку. Но Рахимов и Шаймиев решили упредить атаку против себя. Упорство Кремля при определенной ситуации вполне может привести к адекватному противодействию.

А дальше все пойдет в автоматическом режиме. Абсолютно все аналитики утверждают, что политический кризис в Татарстане наверняка развалит России. Ключевое положение Татарстана понимают и за рубежом. Недаром госсекретарь США Хиллари Клинтон посещала Казань.

В отличие от Росселя, Шаймиеву есть, что противопоставить Кремлю. При этом совершенно не обязательно координировать действие в «четверке», вернее, уже в «Тройке». Вполне достаточно тандема с Рахимовым. Но Кремль привык всех «ломать через колено», и, судя по всему, не понимает, что может в Татарстане нарваться на сопротивление. Не стоит спрашивать, кто победит в этом конфликте. Ибо вопрос поставлен слишком абстрактно. Конкретно в ситуации 2010 года, в ситуации развития кризиса, любой новый проблемный очаг даст преимущество антикремлевским силам.

Весь вопрос в том, хватит ли у Кремля ума не множить свои проблемы. Судя по косвенным данным, не хватит.

В кампанию против Рахимова и Шаймиева включились те силы, которые одновременно лоббируют и снятие Лужкова. И которые известны как авангард политичесих авантюр Кремля. В частности, это группа публицистов, группирующихся вокруг тесно связанной с ФСБ и окружением Путина, главой интернет-газеты «Стрингер» Елены Токаревой, которая, кстати, начала в свое время атаку на Ходорковского недели за две до его ареста и выполнила свою роль в подготовке общественного мнения к этому событию.

Таким образом, есть вероятность возникновения кризисной ситуации в Татарстане и Башкортостане.

Так что в сценариях развала РФ появился новый вполне правдоподобный сюжет. Сюжет острого политического кризиса в Татарстане и Башкортостане вследствие грубой политики Москвы. Но, совершенно очевидно, что в случае возникновения этого кризиса, дело им не ограничится. Кризисный потенциал Свердловской области очевидно слабее, чем в Татарстане. Но даже после отставки Росселя, не нулевой.

Острый кризис в Казани и Уфе непременно так или иначе (можно спорить только о степени интенсивности) отзовется и в Екатеринбурге. А это, в свою очередь, опять же отделит от Москвы Сибирь и Дальний Восток. Но не зоной техногенной катастрофы, как в сценарии Саяно-Шушенской мега аварии, а зоной острого политического кризиса. Со всеми вытекающими последствиями».

.

Петр Хомяков

  

Отдел мониторинга

КЦ