РУССКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Достояние России

Несколько лет назад мы с женой решили съездить в Таллинн - встретить Новый Год и посетить друзей. Украина не имеет общей границы с Эстонией, поэтому самый короткий и удобный путь из Киева (где мы живем) в Таллинн лежит через Россию, а именно - через Петербург. По крайней мере, так мы тогда думали. Без особых проблем взяв железнодорожные билеты с пересадкой в "Северной Пальмире", мы отправились в путешествие. Лучше бы мы этого не делали! Но расскажу по порядку.

Поезд Киев - С-Петербург проходит транзитом через Белоруссию. На украинско-белорусской границе у нас, как полагается, пограничники проверили документы, таможенники задали несколько формальных вопросов - например, что мы везем и ничего ли не хотим задекларировать. В этом ничего необычного нет - такие вопросы задают таможенники всех стран. Как и у любых нормальных граждан, у нас с собой была небольшая сумма в долларах США, которую мы собирались потратить по своему усмотрению.

Въезжая в чужую страну, в данном случае - в Белоруссию, я посчитал необходимым осведомиться о ее таможенных правилах. В частности, я спросил у белорусских таможенников, нужно ли декларировать сумму, которую мы ввозим на территорию страны. Услышав количество провозимых денег, таможенники улыбнулись и казали, что, разумеется, не нужно. Мы, разумеется, им поверили. Знать бы нам, как мы ошибались...

Белорусско-российскую границу поезд проходил ночью. Но на ней не остановился - к тому времени уже существовало "союзное государство", а в результате границы как таковой уже не было.

Нет границы - значит, нет контроля, нет таможенников, нет отметки в паспорте о въезде в Россию. Нас, впрочем, это не очень беспокоило. Как оказалось, зря. Поезд Петербург - Таллинн на русско-эстонскую границу прибыл в 3 часа ночи. Нашим первым впечатлением стала русская пограничница - молодая, симпатичная девица лет 25, зашедшая в вагон, набравшая полную грудь воздуха и истошно заоравшая: "Почему пассажиры спят?!!"

Интересно, а что еще нам было делать в 3 часа ночи? Впрочем, после ее вопля все 54 пассажира плацкартного вагона, разумеется, проснулись - удивляюсь, как это никто с верхней полки не упал!

Продрав как следует глотку, мадам офицерша приступила к проверке документов. Взяв наши паспорта, она попыталась прочитать фамилии, которые в украинских паспортах печатаются по-украински и по-английски. Сделать она этого... не смогла! Хотя у нас довольно обыкновенные для русского уха фамилии, офицерша, несколько раз переврав их звучание, в конце концов, просто перед нами тыкнула пальцем в список пассажиров...

А потом явился русский таможенник. Задав несколько вопросов, в том числе о цели поездки, он, наконец, спросил, сколько у нас с собой денег. Мы честно ответили на этот вопрос, после чего услышали, что наши деньги, оказывается. являются... достоянием России! Оказывается, раз мы не предъявляем документ о происхождении денег, априори считается, что мы ограбили Россию на пару сотен долларов!

Вот так... Я пытался пояснить росмытарю, что мы в Россию не въезжали, а въезжали в Белоруссию, что в силу этого факта таможенной российской декларации у нас нет и быть не может! Что поезд по другому не ходит, а наши деньги никакого отношения к "достоянию России" не имеют, так как мы не имеем удовольствия (сомнительного, скажем прямо) быть ее гражданами... Таможенник был непреклонен - по его словам, мы ограбили Россию, а поэтому нас необходимо задержать для выяснения обстоятельств правонарушения.

Видя идиотизм ситуации, за нас вступились соседи по вагону - кстати, граждане России. Тогда бравый мытарь схватил наши паспорта и куда-то ушел. Мы, конечно, начали волноваться - стоянка поезда всего полчаса, а потом он идет на эстонскую сторону, куда нас вряд ли пустят без документов... Выходить на заснеженный русский полустанок в морозную ночь как-то не хотелось. К тому же в Таллинне нас должны были встречать друзья... Но за пару минут до отправления таможенник таки вернулся, спросил нас, где "на Украине" мы живем и, получив ответ, что в Киеве, отдал паспорта и ретировался.

Контраст от общения с пограничниками и таможенниками на эстонской стороне описать невозможно! Во-первых, они, войдя в вагон, поздоровались, после чего... извинились, что побеспокоили нас в такое позднее время! Милая женщина-офицер пограннконтроля без труда прочитала наши фамилии, причем по-украински. На вопросы, которые могли им показаться идиотскими, например, какую сумму валюты нужно при въезде декларировать, подробно и обстоятельно ответили. Правда, на жалобы пассажиров, как с ними (и нами) обращались их русские коллеги, сказали, что то, что происходит на "той стороне", к ним не относится. А в конце пожелали нам счастливого пути и приятного времяпровождения в Эстонии. Вот так-то...

Наученные горьким опытом, когда мы ехали назад тем же поездом, задекларировали всю наличность до последнего цента. А также ювелирные украшения, фотоаппарат, подарки - все, вплоть до наручных часов. А вдруг и это окажется "достоянием России"? Но наша декларация рустаможенника почему-то не заинтересовала. Зато в вагон заявилась дебелая тетка в сопровождении солдата с овчаркой, которая (собака, а не тетка) начала что-то вынюхивать в наших вещах. Тетка, тем временем, представилась "миграционным контролем", потребовала предъявить документы и, увидев украинские паспорта, сразу же осведомилась, в тот же день ли мы покинем Россию? Я сказал, что немного задержимся, на что она буквально позеленела.

Вот оно, воспетое в песнях русское "гостеприимство" и "радушие"! Окинув нас подозрительным взглядом, тетка спросила, с какой это стати мы собираемся задержаться в России? Жена ответила, что у нас уже есть билеты в Киев, после чего той явно полегчало - она без лишних слов шлепнула в наши паспорта штамп "иммиграционный контроль" (иммиграционных карточек тогда еще не было).

Мы, в свою очередь, не удержались и спросили, кого вынюхивает собака в вагоне? Тетка совершенно серьезно ответила, что... нелегальных мигрантов! Мы с трудом сдержали смех, и чиновница это явно заметила, потому что вскочила и ушла, не попрощавшись... Интересно, кто это в здравом уме будет бежать в Россию из Эстонии, да еще и нелегально?

Остаток путешествия прошел без приключений - ну разве что после общения с русскими таможенниками мы готовы были расцеловать родных, украинских. Честно говоря, с тех пор в Россию судьба ни меня, ни жену не заносила. И никому туда ехать не советуем - мы сполна хлебнули "великорусского гостеприимства". По моему глубочайшему убеждению, нормальному человеку в России делать нечего.

Но если все же у читателей возникнет такая необходимость, воспользуйтесь нашим опытом, и декларируйте все, что у вас есть - до последнего цента, или копейки, в любой валюте. А также все, мало-мальски ценные вещи - вплоть до часов и обручальных колец. А то, не дай Бог, они окажутся "достоянием России"...

Семен Птахив

Отдел писем

КЦ