Разоблаченный в Австрии шпион оказался родственником Путина

Разоблаченный в Австрии шпион оказался родственником Путина

Австрийская пресса обнародовала сенсацию: задержанный в Вене в июне 2007 года россиянин Владимир Вожжов приходится родственником Путину.

Напомним, высокопоставленный чиновник Роскосмоса подозревался в военном шпионаже и после переговоров на уровне МИДов был отпущен, поскольку имел дипломатическую неприкосновенность. Это дело стало самым громким шпионским скандалом в Австрии со времен падения железного занавеса.

Австрийский журнал News сообщил, что замначальника управления международного сотрудничества Роскосмоса Владимир Вожжов свояк Путина по линии его жены Людмилы (в девичестве Шкребневой), т.е. состоит в браке с сестрой супруги главаря Кремля. Источника своей информации издание не привело. Аналогичную информацию обнародовал и австрийский журнал Profil.

Сестра у жены Путина есть, зовут ее Ольга Цомаева (в девичестве также Шкребнева; Цомаева - по первому мужу). Таким образом, Владимир Вожжов может быть вторым мужем сестры жены Путина.

Австрийская пресса пишет в этой связи, что все указаные слухи подтверждают предположение, что Вена по-прежнему остается мишенью для российской внешней разведки. Об этом, в частности, заявляет австрийская газета Der Standard. Дело Вожжова считается лишь вершиной айсберга, указывает издание.

Австрийская контрразведка утверждала, что австрийские и немецкие сообщники Вожжова в течение долгих лет за щедрое вознаграждение поставляли российскому ГРУ (военная разведка) секретные документы, касающиеся немецко-французского боевого вертолета Tiger. Встречи россиянина с австрийскими военными, своими предполагаемыми агентами, записывались.

Задержали Вожжева, когда он приехал в Вену на заседание сессии комитета ООН по космосу (проходившей с 6 по 15 июня). Чиновник Роскосмоса входил в состав официальной делегации РФ, а потому обладал иммунитетом от уголовного преследования. Австрия попросила Москву лишить его дипломатического статуса и выдать местному правосудию, но получила отказ. 11 июня Вожжева отпустили и он покинул страну.

Вся эта история, подытоживает Der Standard, иллюстрирует нерешительность австрийских властей: "С секретными агентами, профессионалами и работающими по совместительству, чересчур миндальничают, даже если их застигли с поличным".

Газета напоминает, что при правлении Путина, подполковника КГБ, роль разведслужб в средствах массовой информации и в политике значительно выросла. Ничто не могло бы убедительнее проиллюстрировать эту тенденцию, чем озадачивший иностранных наблюдателей факт назначения премьера Фрадкова сразу вслед за его отставкой осенью 2007 года главой СВР, отмечает австрийская газета.

Служба внешней разведи является преемницей КГБ в области гражданской внешней разведки и насчитывающей, по различным данным, от 10 до 15 тысяч сотрудников и агентов как внутри страны, так и за рубежом. Такой кадровый ход служит ясным доказательством тому, что Фрадков, прежде глава налоговой полиции, - это не "обычный" эксперт-экономист, а секретный агент, съевший в своем деле собаку, полагает Der Standard.

По мнению издания, Москва нагнетает свое энергетическое господство в Центральной Европе. И связано это "не только с контролем над трубопроводной сетью, а, возможно, также со знакомством с находящимися в московских архивах секретными досье на болгарских, сербских, словацких и венгерских политиков, а также быстро разбогатевших олигархов".

В Вене действуют множество российских шпионов, пытающихся завербовать австрийских журналистов или получить у них информацию, пишет внешнеполитический обозреватель журнала Profil Хофман-Остенхоф. Это подтверждает и автор статьи в Der Standard Пауль Лендвай, в прошлом - главный редактор восточной редакции телерадиокомпании ORF.

Причем, отмечает он, "также нельзя сбрасывать со счетов польских, восточногерманских и венгерских, чешских и словацких приспешников советских спецслужб".

Именно в советское время, напоминает Лендвай, Австрия была буквально нашпигована советскими агентами и осведомителями - так, что в свое время социалистическая рабочая газета иронично писала: "Риск, испытываемый секретным агентом в Австрии, должен быть приравнен, по крайней мере, к риску шофера, который выезжает на дорогу".

КЦ