ЛОНДОН. Англичане развенчали 10 мифов о «величии» России

8 сентября 2008 в 16:09

Сегодняшняя Россия - это далеко не тайна и не загадка (как называл ее Черчилль), считает Денис Макшейн, член лейбористской партии Великобритании и бывший европейский министр, на страницах британской версии журнала Newsweek. В своих весьма нелестных высказываниях в адрес России он показывает последнюю как "задиру, обернутую в национализм и ауру высокомерия своего лидера".

Грузинская авантюра премьер-министра Владимира Путина вызвала шок и трепет при виде танков, самолетов и военных кораблей, которые были брошены на маленькую соседнюю страну, пишет он, отмечая, что Россия всегда была сильна в мифотворчестве - в XVIII веке оно выражалось в строительстве потемкинских деревень, а после 1945 года - в насаждении панического страха перед тем, что "советизм" приберет весь мир к рукам. Вот 10 главных мифов, по мнению автора, о сегодняшней России и её власти. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Миф 1 - интервенция в Грузии принесла огромную победу Путину.

Да, Путин продемонстрировал, кто управляет Россией, президента Дмитрия Медведева оттеснили на обочину. Да, Путин также добился, чтобы обе палаты российского парламента единодушно одобрили вторжение и аннексию частей Грузии. Но в то же самое время Путин сплотил Европу после многолетней разобщенности, спровоцированной Джорджем Бушем.

Как напоминает автор статьи, в 2003 году Совет Европы, созванный на чрезвычайный саммит по иракскому вопросу, раскололся на две части. В 2008 лидеры европейских стран поддержали президента Франции Николя Саркози и осмотрительно-твердый курс, за который с первых же дней кризиса ратует и министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд. По мнению Макшейна, Путин даже не сумел заручиться поддержкой своего былого союзника, Китая: Пекин с ужасом взирал на то, как Россия одобряет попирание границ, признанных ООН.

Миф 2 - холодная война снова началась.

После 1945 года имела место конфронтация двух идеологий в мировом масштабе. Не то грузинский конфликт: он представлял собой войну без идеологической основы между двумя капиталистическими государствами. Тогда как Грузия пытается сделаться небольшим филиалом трансатлантического капитализма, а Южная Осетия превратилась в "гнойник коррумпированного мафиозно-военного капитализма", Россия избрала некую разновидность националистического, государственного капитализма, который устраивает бывших функционеров КГБ из поколения Путина, пишет Макшейн.

Миф 3 - с 1989 года Россия подвергается унижениям.

В действительности ни одного бывшего врага западной демократии не встречали столь радушно. Макшейн перечисляет: Россию приняли в G7, Совет Европы распахнул перед ней свои двери, даже притом что Госдума РФ отказывалась признавать Европейский суд по правам человека, во всех европейских крупных городах русских встречают гостеприимно, в Россию хлынули инвестиции. Джордж Буш, Тони Блэр и Герхард Шредер не скупились на похвалы Путину, когда в 2000 году тот стал президентом. Много лет западные лидеры в основном предпочитали закрывать глаза на гибель журналистов в правление Путина и на военные преступления, совершенные в Чечне.

Миф 4 - Запад отказывается общаться с Россией на равных.

По мнению Макшейна, скорее уж Россия не может относиться к другим европейским странам как к равным себе. При Путине имели место бесконечные словесные, дипломатические, хакерские и торговые конфликты с соседями, демонстрирующие, что Россия, чья экономика меньше, чем у Мексики или Южной Кореи, не усвоила ключевого урока ЕС: со всеми государствами, как бы они вас ни раздражали, следует обращаться уважительно. Россия отказывает Польше, Грузии или Эстонии в том равноправии, которого требует по отношению к себе.

Миф 5 - Запад стремится взять Россию в кольцо.

Мыслимо ли замкнуть кольцо вокруг страны, которая простирается от Европы до Японии и Китая? Россия - это единственное государство, которому позволено иметь базы антибаллистических противоракет вокруг своей столицы. Пусть Польше и странам Балтии Россия не нравится, но вторгаться в нее они не собираются, пишет Макшейн.

В Парламентской ассамблее НАТО заседают российские парламентарии, а российские генералы имеют статус наблюдателей в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Украине и Грузии предстоит проделать долгий путь, прежде чем они смогут вступить в НАТО или ЕС, но по какому праву независимым государствам не позволяется решать, в какие организации они могут или не могут вступать?

Миф 6 - Южная Осетия и Косово - это одно и то же.

Косовары добивались тех же прав, что и другие народы бывшей Югославии. Несмотря на исламофобские репрессии, осуществлявшиеся Слободаном Милошевичем, они мирными средствами создали параллельное гражданское общество, которое добилось свободы от власти Белграда после того, как жестокость сербов, являвшая собой геноцид, вынудила НАТО в 1999 году вмешаться.

Как напоминает экс-министр, Россия энергично ратовала за независимость Черногории, которая ныне полнится российскими деньгами и олигархами, но в то же время отказалась поддержать вместе с ЕС план Ахтисаари, предполагавший, что гораздо более многочисленное население Косово получит свое независимое государство, такое же, как другие бывшие части Югославии. Тезис, что Россия не стала бы распускать руки в Грузии, если бы провозглашение независимости Косово откладывалось и далее, не воспринимается всерьез никем из наблюдателей в регионе.

Миф 7 - следующий президент США будет мягче относиться к России.

Макшейн так не думает, потому что: кандидат от республиканцев, сенатор Джон Маккейн сказал, что, заглянув в глаза Путина, видит три буквы: "КГБ", а сенатор Джо Байден, баллотирующийся в связке с кандидатом от демократов Бараком Обамой, - близкий друг Михаила Саакашвили и сторонник "ястребиного" подхода во внешней политике. О курсе на задабривание Милошевича, проводившемся министрами иностранных дел Великобритании в 1990-е годы, Байден сказал: "Мне так и слышится "тук-тук-тук" - это Чемберлен постукивает зонтиком в Мюнхене". Вне зависимости от того, кто придет в Белый дом - Маккейн или Обама - политика США в отношении России не изменится.

Миф 8 - Европа разобщена.

Заседание Совета ЕС дало поразительные результаты - он единодушно приостановил переговоры с Россией о новом партнерском соглашении. В редакционных статьях газет - всего политического спектра, от левой Liberation до правой Figaro - весьма твердо осуждается российская агрессия. В защиту Путина неожиданно выступил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, былой любимец американских правых, но Берлускони не имеет особого влияния на политику ЕС, отмечает Макшейн. У руля стоят отнюдь не новоиспеченные члены ЕС: обеспокоенность российской агрессией громогласно выразили стабильные, нейтральные страны - Швеция и Финляндия, а рупором единодушного отпора ЕС в отношении России оказался лейборист Милибэнд.

Миф 9 - Европа в любом случае ничего не может предпринять.

О нет, восклицает Макшейн, она может. В Совете Европы парламентарии уже призвали приостановить членство России в этой организации. Власть в Совете Европы и Парламентской ассамблее НАТО принадлежит самим делегатам-парламентариям, а не правительствам их стран, и, безусловно, зазвучат призывы отстранить депутатов российской Думы от участия, пока Дума не отступится от своего единогласного одобрения решения по расчленению Грузии - государства, которое тоже входит в Совет Европы и Парламентскую ассамблею НАТО.

Если Путин откажется вывести войска и прекратить фактическую аннексию части Грузии, европейские члены G7 могут приостановить членство России в своем клубе и отсрочить на неопределенный срок ее прием в ВТО, считает автор статьи. Встроив Турцию в ЕС и предложив Украине начать консультации о возможном вступлении в эту организацию, можно превратить Черное море в демократическое европейское море.

Миф 10 - Россия контролирует поставки энергоносителей в Европу.

По мнению Макшейна, это верно лишь отчасти. Прекращение поставок нефти или газа - это оружие уровня атомной бомбы, которое не осмеливаются применять даже арабские страны при всей своей ненависти к Израилю. Россия нагнала на политиков паническую боязнь за энергетические сети Европы.

Великобритания не заботилась об энергетической безопасности - не строила хранилищ сжиженного природного газа, но теперь в Милфорд-Хейвене такое сооружение строится. Германия, приняв во внимание свою зависимость от российской нефти и газа, пересматривает неприязнь к атомной энергетике, а во Франции 85% потребляемой электроэнергии уже вырабатывается атомными электростанциями. Возможно, Россия только пришпорила единение ЕС в сферах внешней политики и энергетики.

КЦ