Альтернативы распаду России нет. Когда эта страна падет, никто о ней не будет сожалеть

Альтернативы распаду России нет. Когда эта страна падет, никто о ней не будет сожалеть

Находящийся с США по случаю мероприятий «всемирного дня свободы слова» московский политолог и журналист Кашин, которого Путин пытался убить руками маскировавшегося под футбольного болельщика офицера ФСБ Свиридова, а потом лично заявился на могилу своего офицера его оплакивать, когда чекистского подонка случайно замочил в сортире один кавказец, дал интервью украинской газете "Українська правда", в котором рассказал о неизбежном и неминуемом распаде России. Он в частности отметил:

"Чем больше я об этом думаю, тем меньше остается альтернатив версии о распаде России. Потому что империи распадаются, а Россия - недораспалась. И как в одной стране могут уживаться мусульманские регионы буквально с шариатом, где есть дневные и ночные губернаторы... То есть официальная власть и люди, которые контролируют город ночью.  Прежде всего, это Дагестан, Ингушетия.

Чечня в меньшей степени. Потому что Кадырову удалось взять ее под контроль. Другое дело, что когда все благополучие в Чечне, включая безопасность, фиксируется на личности одного человека, у многих велик соблазн его убить.

Но совсем недавно Кадыров попросил у федерального бюджета 500 миллиардов рублей (!) на развитие. По сути, это шантаж Москвы, поскольку у Кремля есть такой стереотип, что если Кадырову не давать денег, то Чечня полыхнет.

И совсем недавно в Москве был большой митинг под лозунгом "Хватит кормить Кавказ!". Люди задумываются о том, почему Россия, богатая нефтью, газом и лесом, должна буквально платить дань кавказским республикам.

Другие, но такого же тренда настроения есть на Дальнем Востоке. Там все возят машины из Японии. И когда Путин пытался повысить ввозные пошлины на автомобили, люди вышли на площадь, был большой митинг. И чтобы его разогнать, прислали ОМОН... из Москвы. Потому что Владивостокский ОМОН не стал этого делать. И тогда пошли разговоры о Дальневосточной Республике. И я думаю, рано или поздно они оживятся.

Таких точек напряжения много – где-то сильнее, где-то слабее. Но думаю, при любом небольшом политическом кризисе конструкция не выдержит и начнется движение распада. Мы помним, как в Советском Союзе в январе 1991 года никто еще не мог подумать, что Украина будет независимой от СССР страной. В декабре она ею стала.

Пока у России есть деньги. Но на Сахалине прозябающие в нищете люди задумываются о том, "почему мы отдаем деньги Москве?".

Пока есть железное правило: люди выходят массово на площадь, и власть в итоге вынуждена отступать, только когда лозунги касаются человека лично - либо его финансового благополучия, либо еды. Недавно в России было попытка ввести платную рыбалку, так акции протеста рыболовов прошли во всех городах. Даже в Казани, где никогда не было никаких протестов, вышло три тысячи человек. После этого власть вынуждена была отступить.

Русское общество, конечно, очень атомизировано. Еще одна особенность России - сильный поколенческий раскол. Даже на уровне товаров потребления на некоторых людей действует реклама типа "советское качество", "вкус, знакомый с детства", а на других - англоязычные этикетки.

Вообще, сейчас в России нет ничего в массовой культуре, что принадлежало бы всем людям. Раньше какой-нибудь фильм Эльдара Рязанова смотрела вся страна. Сейчас нет такого общенационального продукта.

Россия - это failed state (неудавшееся государство - КЦ), несмотря на кажущуюся монолитность или силу. Русское государство реально не справляется со своими функциями - вообще ни с какими! О милиционерах мы чаще слышим о том, какие они преступления совершили, чем какие они преступления предотвратили или раскрыли.

И по сути, человек, когда встречает на улице милиционера, видит в нем опасность.

Обязательства по образованию или по здравоохранению государство тоже, по большому счету, не выполняет. Может быть, Путину удалось создать какую-то работающую машину сменяемости кадров, репрессий? Нет. Бедного Лужкова снимали 20 лет. А какого-то губернатора Дарькина на Дальнем Востоке Кремль не сможет снять никогда.

Любая крупная отставка регионального лидера больше похожа на спецоперацию - хотя формально президент имеет право их снимать. Так было с Шаймиевым в Татарстане, с Рахимовым в Башкирии

Кремль не так всесилен, как кажется. Просто его подпирают силовики, играя в свою игру. Подпирают региональные лидеры, играя в свою. А на самом деле, качни конструкцию, она упадет, и никто об этом не будет сожалеть.

Отдел мониторинга
КЦ