Эксперты предупреждают: До японского «Чернобыля» осталось 48 часов

Эксперты предупреждают: До японского «Чернобыля» осталось 48 часов

Эксперты считают, что у японских властей есть всего 48 часов, чтобы принять экстренные меры и спасти мир от катастрофы, последствия которой могут быть более тяжелыми, чем после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Одновременно сотрудники сферы ядерной безопасности Франции выступили в минувшую среду с пессимистичными прогнозами относительно того, насколько успешной может быть работа по предотвращению новых выбросов радиации на АЭС "Фукусима-1".

Американские ядерщики также дают худший прогноз ситуации, чем их японские коллеги. Все чаще звучат обвинения в адрес японских властей, что ситуация становится "неконтролируемой", сообщает британская газета The Daily Telegraph.

Между тем японцы продолжают отчаянную борьбу за урегулирование ситуации с аварийным реактором на АЭС "Фукусима-1". Как сообщает NHK, к работам по охлаждению перегретого третьего реактора в четверг приступили два специальных военных автомобиля.

Оснащенные мощными брандспойтами спецмашины начали заливать водой энергоблок. Незадолго до этого японские СМИ сообщили о том, что высокая радиация не позволяет использовать водометы для охлаждения третьего энергоблока.

Министерство обороны Японии выделило 11 спецмашин для закачки воды в аварийные реакторы АЭС. Об этом сообщил министр обороны Тосими Китадзава.

На территории третьего энергоблока может находиться запас уран-плутониевого топлива, используемого для работы реактора. Ранее рабочие на станции безуспешно пытались предотвратить окончательное спекание топливных стержней в аварийном реакторе.

Японские военные вертолеты также продолжили попытки охладить аварийные реакторы АЭС, сбрасывая на них морскую воду. Как ожидается, к операции по охлаждению четвертого реактора АЭС сегодня будут привлечены три полицейских водомета.

Охлаждение реакторов ведется в режиме военной операции, так как существует угроза новых выбросов радиации. Компания-оператор АЭС Tokyo Electric Power Company (TEPCO) заявила, что специалисты стараются как можно скорее подвести электричество к станции, чтобы возобновить работу систем охлаждения станции в префектуре Фукусима.

Согласно последним данным, в городе Фукусима, расположенном в 65 км к северо-западу от станции, уровень радиации составил 13,9 микрозивертов в час, что в 340 раз превышает норму. К западу от станции в городе Корияма радиация отмечена на уровне 2,71 микрозиверта, что в 45 раз выше нормы, а в городе Иваки к югу от станции - 1,25 микрозивертов, то есть в 20 раз выше нормы. Тем не менее, японские медики продолжают утверждать, что уровень воздействия радиации на тело человека примерно равен уровню, получаемому при рентгенографии желудка.

Газета The Washington Post сообщает, что американские эксперты дают худшие оценки ситуации вокруг АЭС "Фукусима", чем их японские коллеги.

Госдепартамент США уже рекомендовал гражданам США покинуть зону в радиусе 80 км от АЭС. Британские власти также советуют своим гражданам выехать из опасной зоны и из Токио. Правительство Японии пока не планирует расширять объявленную зону отчуждения в радиусе 20 км от аварийной станции и рекомендует людям, живущим в радиусе 30 км от АЭС не покидать свои дома.

Директор по безопасности ядерных объектов французского Института радиологической защиты и ядерной безопасности (IRSN) Тьерри Шарль заявил, что следующие 2 суток для Японии будут решающими.

Как отметил эксперт, лично он настроен пессимистично, поскольку почти ни одно из решений, принятых властями начиная с воскресенья, не принесло никаких плодов.

Тем не менее, специалист по ядерной безопасности выразил надежду, что еще не все потеряно. По мнению Шарля, максимально возможное радиоактивное загрязнение будет в Японии на уровне чернобыльской катастрофы. Член французского правительства Франсуа Баруан считает, что последствия могут быть даже более плачевными, чем после аварии в Чернобыле. Ранее министр экологии Франции Натали Костюшко-Моризе заявила, что на японской АЭС возможен самый худший сценарий развития событий.

Проанализировав положение на втором реакторе станции, оболочка которого была повреждена, IRSN создал имитационную модель, чтобы с ее помощью попытаться понять масштабы возможного заражения. Модель позволяет оценить риски, которые могут возникнуть в течение 48 часов после полного расплавления реактора.

В зоне самой АЭС доза радиации, воздействующей на человека, не обеспеченного средствами защиты, превысит критический показатель 1000 микрозивертов, после чего ионизирующее излучение начнет разрушать костный мозг людей, повреждая стволовые клетки, снижая число тромбоцитов и лейкоцитов. Такая ситуация приведет к тому, что все находящиеся на станции люди рискуют умереть в ближайшие недели и месяцы, пишет французская газета Le Monde.

Особые опасения специалистов связаны с состоянием бассейна для отработанного топлива. Закипевшая вода уже не может охлаждать стержни, все еще сохраняющие высокий уровень радиации. Если охлаждение не будет возобновлено раньше, чем вода полностью испарится, то через один-два дня могут начаться выбросы радиации в атмосферу, считает Тьерри Шарль.

Как отметил эксперт, эти выбросы будут гораздо значительнее ранее зафиксированных на первом и третьем реакторах, так как бассейны с отработанным топливом находятся практически на открытом воздухе и не оборудованы защитной оболочкой. Однако последствия для здоровья человека будут зависеть, в первую очередь, не от дозы, а от продолжительности облучения, отмечают в IRSN.

Комментируя ситуацию в Японии, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС отмечают, что у Японии есть ключевое преимущество - открытость общества, между тем как советские власти пытались скрыть сведения о катастрофе.

Как считает Юрий Андреев, бывший инженер Чернобыльской АЭС, дежуривший там в ночь катастрофы, проблемы на "Фукусиме" вряд ли сравняются по масштабу с Чернобылем. Как напомнил специалист, тогда из реактора вырвалось 30 тонн ядерного топлива, и уровень радиации в 10 тыс. раз превысил тот, что фиксируется в районе японской АЭС.

Кроме того, на энергоблоке в Чернобыле не было защитной оболочки, которая перехватывает радиоактивные испарения в случае расплавления топлива.

Отдел мониторинга

КЦ