Журналистка скрывается от киллеров Кремля

Журналистка скрывается от киллеров Кремля

После убийства Анны Политковской российская журналистка Елена Трегубова, прославившаяся книгой "Байки кремлевского диггера", живет в одиночестве в Лондоне и не доверяет никому, кроме Бориса Березовского. Она боится слежки, отравления - минеральную воду пьет только из нераспечатанной бутылки с соломинкой - и тщательно выбирает места для встреч и передвижений.

Об этом пишет германское издание Spiegel, которым она согласилась дать интервью.

Все электронные письма, в которых журналисты договаривались о встрече, Трегубова посылала в зашифрованном виде; документ можно было открыть только с помощью пароля, который знали только отправитель и получатель.

Гостиница для встречи с журналистами была намерено выбрана так, чтобы ее можно было спутать с тысячей других. Однако затем Трегубова просит предосторожности ради провести интервью, гуляя в парке.

Несколько дней назад, рассказала она, по дороге домой, в свою лондонскую квартиру, она заметила, что за ней следит какая-то женщина. Когда она убыстряла шаг, женщина тоже начинала двигаться быстрее, а когда замедляла, то та тоже снижала темп. В какой-то момент она свернула в переулок, внезапно обернулась и попыталась сфотографировать женщину на камеру своего мобильного телефона. Этому ее научил Борис Березовский.

Трегубова напомнила немецким журналистам, как в России в феврале 2004 года возле ее квартиры взорвалась бомба. Она уверена, что это было покушение и месть за ее книгу о приходе Путина к власти. Некоторое время назад Трегубова бежала из России и попросила политубежища в Великобритании.

О мотивах, заставивших Трегубову просить политическое убежище, говорить с ней так же сложно: она боится, что любой ее ответ наведет на нее ее предполагаемых преследователей. Журналистка лишь сообщает, что ее адвокат в России получил информацию, которая удержала ее от возвращения домой.

"Для меня очень, очень опасно возвращаться в Россию. Не просто опасно, а опасно для жизни".

На вопросы о том, обоснован ли такой страх, Трегубова отвечает, что это чувство пришло вместе с режимом Путина, и вновь сослалась на убийство Политковской - "Как вы можете меня об этом спрашивать, вы, с вашей спокойной жизнью? С тем же основанием вы можете утверждать, что Анна Политковская сама застрелилась, чтобы осложнить жизнь Путину. Да знаете ли вы, что это за ощущение, когда ты чувствуешь себя полностью незащищенной?"

Трегубова не выносит скепсиса западных журналистов, которые не хотят видеть, что Путин снова превращает Россию в тоталитарное государство, которых можно ввести в заблуждение каплей "демократических декораций".

Еще худшего мнения она о политиках международного масштаба. Их она призывает исключить Россию из "большой восьмерки", чтобы принудить Путина к большей демократии и свободе слова.

Когда в России вышла ее книга, ей к немалому ее удивлению позвонил олигарх Борис Березовский, которого она называла "злым духом российской политики". Несмотря на всю критику в свой адрес, он ее очень хвалил. "Возможно, потому, что в книге Путин выглядит еще хуже, чем он", - предполагает Трегубова.

После убийства Анны Политковской Березовский предложил обеспечить ей личную охрану. Вскоре перед Трегубовой предстал человек по имени Андрей Луговой и сказал, что он позаботится о ее безопасности и пошлет к ней двух своих сотрудников. Сейчас Лугового обвиняют в убийстве другого близкого Березовскому человека - экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко.

Тем не менее, приехав в Лондон, Трегубова встретилась с Березовским. Он пригласил ее на обед, и ей в срочном порядке пришлось решать, можно ли ему доверять, не отравлена ли ложка или суп. Суп она попробовала и осталась в живых. "У меня сложилось впечатление, что вблизи Путина моя жизнь подвергалась большей опасности", - говорит она.  

Spiegel задается вопросом, почему Трегубова доверяет именно Березовскому - человеку, которого она нещадно критиковала ранее в своих статьях в бытность журналистом "Коммерсанта". Она, во всяком случае, не допускает мысли, что их знакомство может оказаться для нее рискованным.

При этом Трегубова, как она говорит, любит Россию, она страдает, так как считает, что демократическое будущее России разрушено политикой Путина.

КЦ