«Нью-Йорк Таймс»: Хроника убийства беженца Исраилова кадыровскими киллерами в Вене

«Нью-Йорк Таймс»: Хроника убийства беженца Исраилова кадыровскими киллерами в Вене

"Нью-Йорк Таймс" под заголовком  "Следствие связывает смерть критика с высокопоставленными чеченцами" опубликовал обширное журналистское расследование своего венского корреспондента Ч. Дж. Чиверса, посвященное делу Исраилова. Приводим полный текст этой статьи в переводе с английского:

***

Умар Исраилов, живший в тайном месте разоблачитель, после обвинения Кадырова в том, что тот лично принимает участие в пытках, похищениях и убийствах, был застрелен в Вене в прошлом году, когда он вышел из продовольственного магазины с кефиром, яйцами и пакетиками с драже  M&M и "резиновыми мишками" Gummi Bears для своих трех маленьких детей.

Президент русской республики Чечня (Russian republic of Chechnya) Рамзан Кадыров, который подавляет сепаратистскую партизанскую деятельность жестокими методами и пользуется поддержкой Кремля, яростно отрицает, что он вообще знал о существовании г-на Исраилова, одного из своих телохранителей, или об его смерти.

Однако продолжающееся 15 месяцев австрийское следствие по этому преступлению выявило связи между подозреваемыми убийцами и одним из ближайших советников Кадырова, одноногим бывшим повстанцем (Шаа Турлаев - КЦ), которого в России называют человеком, не относящимся конкретно к данному делу, и также отрицают утверждения, что он является  кадыровским организатором грязных дел.

Также было продемонстрирована, что зверские расправы в таких местах, как Чечня, могут добраться с Кавказа в Западную Европу, где нашел убежище г-н Исраилов.

Австрийские федеральные следователи по борьбе с терроризмом раскрыли  в Вене неуклюже организованный заговор - запаниковавшая команда чеченских киллеров в попытке бегства судорожно схватилась за мобильники - среди звонков был звонок советнику Кадырова в России, Шаа Турлаеву.

Перед убийством двое из этих людей также встречались в Австрии с Турлаевым, копия паспорта которого была найдена в машине, на которой они скрылись с места преступления.

Новые улики ставят под сомнение отрицание своей вины Кадыровым и дают основания полагать, что он или его правительство сыграли прямую роль в убийстве - одном из цепи убийств заказного типа в Чечне, Азербайджане, Турции, Москве и на Среднем Востоке - которые заставили замолчать критиков Кадырова или соперников.

Эти убийства создали впечатление, что Кадыров, пришествие которого во власть и удержание в ней, лелеялись премьер-министром России Владимиром  Путиным, стоит над законом.

.

Г-н Исраилов, которому было 27 лет, был комбатантом грязной сепаратистской войны в Чечне и был обвинен в личном участии в насилии. Однако в конце он играл по европейским правилам: он получил убежище в Австрии и давал свидетельские показания против Кадырова Европейском суду по правам человека.

Киллеры, остановившие движение в австрийской столице,  напали на него в средь белого дня на прямо на улице. 

Австрийские прокуроры заявили, что они вскоре вынесут обвинительные заключения по этому делу, возможно, в течение нескольких недель. Любое доказательство, предполагающее вовлеченность Кадырова или его правительства Чечни, ставит Австрию в неловкое положение, как внутри страны, как и на дипломатическом уровне.

Полицейская работа

  

Дело началось со стандартной полицейской работы. 41-летний Отто Кальтенбруннер, которого сейчас обвиняют, что он является местным организатором убийства г-на Исраилова, был опознан, после того, как свидетели сообщили номер зеленого «Вольво», которое умчалось на большой скорости в то время,  как жертва лежала на улице, истекая кровью. Он был арестован через несколько часов.

Дело расширилось после того, как полиция засекла перемещения и телефонные разговоры г-на Кальтенбруннера, что привело к другим подозреваемым, согласно адвокатам, федеральной прокуратуре Австрии и человеку с доступом к материалам следствия, который по соображениям безопасности просил не называть его имя.

Более ранние указания также давали основания полагать, что круг киллеров пересекался с чеченским правительством. Согласно материалам следствия, когда полицейские захватила машину г-на Кальтенбруннера, они нашли там электронный авиабилет и копию паспорта 37-летнего г-на Турлава, близкого советника Кадырова.

После этого следствие также установило, что за два с половиной месяца до убийства Турлаев отправился из Москвы в Вену и был встречен в аэропорту несколькими чеченцами, включая по крайней мере двух, являющимися главными подозреваемыми в преступлении - Лемой Богатыровым и г-ном Кальтенбруннером, -- который родился в Чечне в советские времена.

Находясь в Австрии, Турлаев неоднократно пытался встретиться в г-ном Исраиловым, сказала его вдова в интервью. Когда Турлаев уезжал из Австрии, обратно в аэропорт его отвезли те же самые двое мужчин, выявили следователи. Эти мужчины за несколько дней до преступления купили и активировали два мобильника с последовательными номерами, которые они использовали для связи друг с другом.

35-летний г-н Богатыров подозревается властями  в том, что он встретился с г-ном Исраиловым через несколько минут после полудня 13 января 2009 года, когда г-н Исраилов вышел из бакалейной лавки, расположенной напротив квартиры, в которой он проживал с детьми и беременной женой. После того, как г-н Исраилов оказал сопротивление и бросился бежать, Богатыров бросился за ним в погоню и открыл огонь, выстрелив в него три раза из пистолета.

Когда г-н Исраилов умирал, Богатиыров и другой человек, который преследовал жертву, Турпал Али Ешуркаев, глупо пошли назад в направлении магазина, выявило следствие. Они безуспешно пытались вытащить из  проезжавшей мимо машины по крайней мере одного водителя и затем скрыться.

В конце концов, они оказались в «Вольво», владельцем которой был г-н Кальтенбруннер, который не присутствовал при убийстве, установило следствие. Третий человек, Муслим Дадаев, вел машину, предназначенную для бегства с места преступления.

Он с большой скоростью поехал к другому супермаркету, где они бросили машину и куртку г-на Багатырова, а затем выехали за город, сначала на общественном транспорте, а затем на такси, указывают следователи.

При бегстве они представляли собой картину коллективных убийц: они непрерывно звонили и получали звонки на мобильники.

В течение этого времени г-н Кальтенбруннер воспользовался своим мобильником, чтобы позвонить по номеру мобильника г-на Богатырова, согласно материалам следствия. Звонок продолжался 93 секунды. Сразу же после разговора с Богатыровым, Кальбенбруннер использовал ту же линию, чтобы позвонить на русский мобильник, которым пользуется Турлаев.

Через короткое время после этого Кальтенбруннер и Богатыров вообще прекратили пользоваться своими новыми номерами, согласно человеку с доступом к материалам следствия.

Начиная с 2004 года, Кадыров, превратил Чечню, превращенной войной в руины, в полицейское микрогосударство.

Его правление сопровождается строительным бумом и резким сокращением открытых боев, хотя война продолжает вестись и время от времени проводятся диверсионные атаки, включая недавние Шахидские бомбежки в Москве.

Однако его методы также вызвали обвинения от сторонников и правозащитных групп в личных зверствах и склонности к преступлениям.

Вызов имиджу

Некоторые обвинения, включая то, что Кадыров развлекается с проститутками в бане, бросили вызов самосозданному имиджу Кадырова, как набожного суфийского мусульманина, ведущему свою республику  к религиозному возрождению.

Другие утверждения, включая то, что Кадыров доит подрядчиков и направляет деньги от продажи государственной нефти и деньги, выделенные на новое развитие Чечни, в собственные сундуки, рисуют его как склонного к взяточничеству.

Правозащитные исследователи и критики, которые осмеливаются критиковать Кадырова, изображают его как садиста, который разработал и участвует в кампании коллективного наказания, чтобы загнать Чечню под свой каблук.

Судебные документы, представленные Исраиловым  и его отцом, Шарпудди Исраиловым, дают подробные доказательства этой точки зрения.

В жалобах русским прокурорам и Европейскому суду по правам человека Исраиловы заявили, что Кадыров на своих предыдущих правительственных должностях инициировал кампанию похищений подозреваемых сепаратистов и их семей, а затем лично пытал заключенных, включая Исраиловых, и приказывал убивать или присутствовал при убийствах заложников.

Поданные в 2006 году в суд документы, включая первую официальные жалобы, поданные против Кадырова лицом из его круга, как представляется, были первыми, в которых Кадыров лично обвиняется в суде по правам человека. Эти жалобы вовлекли Исраилова в еще более  опасную игру.

Г-н Исраилов бывший чеченский партизан, был взят в плен, переметнулся под давлением к русским и присоединился к полицейскому аппарату Кадырова. В должности полицая он, согласно заявлениям, собранных у чеченцев полицейскими Австрии, боялся.  Его самого обвиняли в жестоком избиении чеченцев, включая брата г-на Дадаева.

Потом он с этим покончил и бежал из России в Польшу. После этого его отца похитили члены кадыровских полицейских формирований, говорят жалобщики, пытали и держали в заключении примерно год.

Кадыров его оскорблял и избивал, заявил Шарпудди Исраилов в разговорах с "Нью-йорк таймсом", звонил Умару и угрожал убить Шарпудди, если Умар не вернется домой.

Шарпудди был освобожден, как было заявлено, в честь месяца Рамадан. Он тоже бежал из России.

Взятые совместно жалобы описывают внутреннюю структуру пыточных центров как часть русских попыток подчинить сепаратистов силой и коллективным наказанием и возвести кадыровскую семью во власть.

Жалобщики также описали зверства одного из наиболее близких доверенных лиц Кадырова, Адама Делимханова, который с 2007 года является членом русской думы, нижней палаты парламента.

  

Делимханов, член руководимой Путиным партии, разыскивается по международному ордеру по подозрении организации убийства в ОАЭ Сулима   Ямадаева, соперника Кадырова, который был убит в 2009 году, через шесть недель после того, как в Вене был убит Исраилов.

До того, как его убили, Исраилов рассказал австрийской полиции, что он был в списках на убийство. Летом 2008 года он заявил, что эмиссар Кадырова организовал встречи с ним и потребовал, чтобы он отказался от своих судебных жалоб и возвратился в Чечню.

Этот человек угрожал семье Исраилова, сказал он. После этого данный человек был допрошен австрийскими следователями по борьбе с терроризмом. Он сказал им, что Кадыров имеет список людей из 300 врагов, которых надо убить, и создал спецотдел, ответственный за убийства, согласно официальному протоколу допроса.

Власти освободили этого человека, который возвратился в Россию. Существование этого списка не было подтверждено официально.

В декабре 2008 года Исраилов сообщил полиции, что за ним наблюдают и следят, и попросил охрану. Полиция отказалась. Через несколько недель г-н Исраилов был убит. Только тогда власти обратили на него внимание.

У австрийских властей по этому делу в тюрьме сейчас находятся три человека: Кальтенбруннер, Ешуркаев  и Дадаев, которого обвиняют в том, что в течение нескольких недель перед убийством он отслеживал перемещения Исраилова, а затем вёл машину для бегства с места преступления.

Прокуроры сейчас готовят обвинительные заключения, согласно адвокатам  и Герхарду Ярошу, спикеру прокуратуры. Ярош добавил, что сейчас еще слишком рано говорить, кого обвинят, когда будут обнародованы эти заключения, вероятно, в следующем месяце.

Семья и сторонники Исраилова надеются, что будет названо имя Кадырова, которого привлекут к ответственности за то, за что он не привлекается в России.

Тем не менее, мало шансов, что какой-либо из находящихся в России подозреваемых, когда-либо будет привлечен к ответственности в Австрии. Россия всегда категорически отказывалась выдавать своих граждан, замешанных в политических убийствах заграницей.

Следствие также ведется в то время, кода чеченские политические убийства привлекли внимание в тех своих проявлениях, которые являются параллельными данному делу. Одна русская газета и размещенное в Интернете видео одновременно утверждают, хотя это не относится к данному делу, что Турлаев организовал убийства врагов Кадырова по его приказу.

Факты в Австрии являются показательными, но случайными. Не выступил никакой другой разоблачитель. Два важных подозреваемых сбежали в Россию. И со стороны прокуратуры не будет крон-свидетеля.

Вместо этого есть дразнящие факты по данному делу. "Мы знаем о связи между Кальтебрннером и Турлаевым", сказал г-н Ярош. "Связь здесь".

Что менее ясно, это точная роль Турлаева, сказал Ярош, или есть ли тут рука Кадырова. Находящиеся в тюремном заключении три человека в основном не сотрудничали со следователями, сказал он. А г-н Богатыров бежал из Австрии в Россию до того, как его удалось арестовать.

Г-н Ярош также сказал, что не исключается возможность, что г-н Исраилов был убит в порядке ссоры между чеченцами заграницей, как предположили власти в прошлом году после того, как убийство превратилось в тщательно отслеживаемое международное дело.

Кадыров через своих подчиненных отказался от интервью для этой статьи, но в прошлых интервью "Нью-йорк таймсу" он отрицал все утверждения о своей вовлеченности в пытки или сверхтяжкие преступления.

С Турлаевым не удалось связаться. На звонок по номеру телефона, по которому звонил Кальтенбруннер после убийства, ответил человек, представившийся братом Турлаева, который заявил, что Турлаев якобы находится в Турции и с ним нельзя связаться для разговора.

Связаться с Богатыровым, местонахождение которого не известно, тоже не удалось. Адвокат заявил, что семья г-на Исраилова отказывается от комментариев.

Руди Майер, адвокат Кальтенбруннера, подтвердил, что его подзащитный звонил Турлаеву после стрельбы, но сказал, что он невиновен. Звонок был коротким - по одним данным только 11 секунд - и нет записи того, о чем говорили. "Он звонил, но не в связи с убийством", утверждает г-н Майер. "Никто не знает, о чем там говорилось".

  

Леннарт Биндер, адвокат Дадаева, сказал, что он вел машину, но не думал, что участвует в убийстве. Дадаеву сказали, заявил г-н Биндер, что Исраилов задолжал кому-то деньги. Это соответствует теории, которая рассматривается прокуратурой, что группа планировала только похитить Исраилова, когда он начал драться и  убегать.

"Он говорит, что ему сказали, что он участвует в похищении Исраилова, а не в убийстве", сообщил г-н Биндер в электронном письме, добавив, что его подзащитному по жестоким чеченским правилам не оставалось никакого иного выбора, кроме участия. "Отказ означал бы подвергнуть опасности родственников в Чечне".

***

P.S. Читатели КЦ, интересующиеся работой русской цензуры, могут узнать, что именно русские террористы, которых подозревают в убийстве Президента Польши Леха Качиньского и его 95 сторонников в лесу под Катынью, сочли нужным скрыть в деле о теракте против Исраилова в Вене, сравнив полный текст американской статьи в переводе Кавказ-Центра с краткой выжимкой-пересказом в путинских чекистских СМИ.

Аналитический отдел

КЦ