ФРАНЦИЯ. «Чеченскими рэкетирами» оказались работники гаража из Украины, Пакистана и Молдовы

27 октября 2018 в 13:00
ФРАНЦИЯ. «Чеченскими рэкетирами» оказались работники гаража из России, Украины, Пакистана и Молдовы

Напомним, что недавно пресса Франции широкомасштабно осветила «спецоперацию» полиции против «чеченских рэкетиров». Сообщалось, что в ходе «спецоперации» были задержаны 23 чеченца, которые вымогали деньги у водителей большегрузных автомобилей, в основном из Восточной Европы.

Французская пресса со ссылкой на полицию также распространила информацию о том, что некоторые из задержанных «подозреваются в международном терроризме».

После этих публикаций тема «чеченских рэкетиров» больше не поднималась и о результатах следствия французская пресса ничего не сообщила. Позже стало известно, почему СМИ Франции вдруг замолчали.

Выяснилось, что 19 из 23 человек задержанных в автомастерской в ходе откровенно карательного налета (со взрывами дверей, грабежом и угрозами убийства) были освобождены уже на следующий день после ареста. Четверо еще удерживаются в полиции.

Кроме того, большинство из задержанных в автомастерской во французском городе Ливри-Гаран «23 чеченца» оказались выходцами из Пакистана, Украины, Молдовы, Франции и России. Почти все из них являлись сотрудниками гаража, некоторые были клиентами автомастерской.

Одной из задержанных оказалась уроженка Одессы и сотрудница гаража Ольга Кочубинская (51 год) и ее сын Николай. В разговоре с «Новой Газетой» она сообщила, что у всех ее коллег были изъяты деньги, а найденный «пистолет», о котором писали в прессе, оказался газовым баллончиком.

«Они взрывали двери, ломали машины, часа два-три держали нас на холодном полу. Для людей со слабой психикой это очень травматично.

Забрали наличные деньги из наших карманов, в общей сложности вместе с кассой гаража, они унесли около 3000 евро, вот вся «дань». Никто перед нами даже не извинился, и деньги нам пока не вернули.

В отделении полиции, когда мы возмутились и спросили, почему нас задержали, нам сказали, что была информация о том, что там собирались чеченцы», —рассказала Кочубинская.

По словам сотрудников гаража, они собираются подготовить жалобу на действия полицейских за превышение полномочий.

Гараж GTS, названный французской газетой Le Figaro штаб-квартирой «чеченских рэкетиров», расположен в 16 км к северо-востоку от Парижа.  

Одна из жертва полицейского беспредела, сотрудник автомастерской Абдул-Малик Джанхотов рассказал изданию «Кавказ.Реалии» некоторые подробности налета на гараж.

Абдул-Малик с сентября 2018 года работает в гараже консультантом, в ночь спецоперации он находился на втором этаже.

«Сначала мы услышали крики снизу и, разумеется, не сразу поняли, что происходит, – вспоминает он. – В тот вечер ко мне зашел мой друг Заур (живет в Каннах), который ждал меня во дворе. Мы собирались вечером прогуляться по Парижу. Я рванул на первый этаж, чтобы посмотреть, что там творится. И увидел Заура на полу в наручниках. Через секунду меня сбили с ног и уложили рядом»

Часть полицейские, по его словам, осматривали гараж, зачем-то выламывая попутно окна и взрывая двери.

«Когда стал им орать, чтобы взяли ключи и прекратили крушить все, на меня с криками «закрыть рот» натравили собак. На полу мы пролежали часа два, – продолжает он. – В участке задавали личные вопросы – где, с кем, как и что делал. Спрашивали, есть ли в гараже «воры в законе». В отделении все вели себя вежливо, через сутки выпустили».

Абдулмалику напоследок вручили некую бумажку, в которой указали, что он использовал своего двоюродного брата-беженца «по-черному».

«У него нет пока права на работу. Брат мне помогал в гараже, а я с ним делился деньгами, чтобы он не чувствовал себя иждивенцем. Честно рассказал об этом полиции, за что поплатился», – рассказал Джанхотов.

Заур Демельханов, друг Абдул-Малика, живет 11 лет в Каннах. В прошлом – юрист, в гараже оказался случайно.

«Я стоял во дворе гаража и в ожидании Абдулмалика пил кофе. На тот момент я провел в Париже уже несколько дней и решил встретиться со старым другом». По его словам все произошло очень быстро, он увидел лишь, как на огромной скорости въехала полицейская машина.

«Меня повалили на землю, надели наручники, – говорит он. – Потом толпа людей в черном ворвалась в здание, спустя какое-то время нас доставили в отдел. Сразу сказали, что претензий ко мне нет. Мол, у полиции была информация о том, что в гараже собирались чеченцы. На второй день меня с 14-15 товарищами по несчастью отпустили домой».

По словам Заура его шокировали как эти маски-шоу, так и то, что он впоследствии прочитал о происшествии в прессе. «Нас назвали бандой, которую якобы поймали при передаче денег. Дескать, мы состояли в каком-то списке особо опасных преступников! – возмущается мужчина. – Сегодня любого чеченца легко объявить бандитом и террористом, за клевету никто не отвечает. На нас не распространяется презумпция невиновности: если ты чеченец, то автоматически преступник».

Демельханов обращает внимание на то, что перед ними никто не извинился, в СМИ не появилось опровержения растиражированной Le Figaro заметки. «Очередной ярлык повесили на нас!» – считает он.

34-летний Гелани Курбанов приехал во Францию из Казахстана. В гараже работал с сентября.

По его словам, в злополучный вечер он задержался на работе из-за механика Коли, который предложил поужинать вместе. «Купили в кебабной еды и только успели сесть за стол, как услышали стрельбу и взрывы. Я подбежал к окну, а на меня направили лазерные прицелы и приказали лечь. Мы с Колей упали на пол, потом привели других ребят в наручниках и рядом положили», – рассказывает он.

В этот момент в гараже находился клиент, которого до смерти напугали – ему на следующий день надо было уезжать куда-то, поэтому он очень поздно пригнал свой автомобиль («все просил полицейских дать ему позвонить жене, но ему отказали»).

«У нас на столе ваза с фруктами, так одна из полицейских выпотрошила все и раздала фрукты коллегам. Огрызки швыряли куда попало, вели себя очень нагло, – отмечает Гелани. – В гараже стояли автоматы со сладостями и кофе, так они сломали их, выгребли оттуда всю мелочь. И это на фоне того, что Малик предлагал отдать им ключи! Только бы они ничего не ломали».

Курбанов также опровергает информацию о том, что полицейские изъяли у них крупную сумму денег. По его словам, речь идет 270 евро из кармана механика, 430 евро – из кошелька рабочего из Пакистана, 300 с копейками – еще у кого-то.

«Если посчитать наличку из наших карманов и кассы гаража, то наберется максимум 2-3 тысячи евро. Нам эти деньги, кстати, до сих пор не вернули», – рассказал журналистам собеседник. По его словам, не понятно, почему из пяти телевизоров, которые у них были, полиция заинтересовалась лишь тремя.

Силовики, по словам Гелани, унесли также три камеры из обшивочного цеха. «У меня также пропал с концами пакет с двумя новыми штанами. Ломали машины на парковке, а когда в полиции указал на это, мне ответили: «Есть страховка, вам заплатят», – добавляет он.

Работники гаража подумывают обратиться к властям с жалобой – с просьбой объяснить свои действия и вернуть вещи.

Однако, как показывает практика, рассчитывать на внятный ответ от властей не приходится. На то, что французская пресса, в частности, газета Le Figaro, опровергнет свою ложь надежды тоже мало.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр