Турецкие спецслужбы заинтересовались русской шпионкой «Анной Чэпман»

Турецкие спецслужбы заинтересовались русской шпионкой «Анной Чэпман»

Турецкая контрразведка начала собственное расследование в отношении русской шпионки «Анны Чэпман», оказавшейся в числе 10-и задержанных в США по делу о шпионаже в пользу России.

Как рассказала корреспондент радио «Свобода», в мае этого года «Анна Чэпман» провела несколько дней в Стамбуле со своей подругой некой Яной Сладких. Фотографии о путешествии Чэпман разместила на своей страничке в социальной сети Facebook.

Как сообщают СМИ, турецкие спецслужбы подозревают, что женщина приезжала в Турцию с определенным заданием, и намерены выяснить, чем на самом деле она занималась в Стамбуле.

А вот что рассказал журналист молодежного сайта Ахмет Калкан:

"Мы опубликовали на своем сайте много фотографий, которые были сделаны этими женщинами во время их пребывания в Стамбул. Они останавливались в одном из отелей в европейской части города, осматривали исторические достопримечательности. Чем еще они занимались - предстоит выяснить спецслужбам.

Как нам сообщили близкие к разведке источники, вся полученная информация будет передана США, где расследуется дело русских шпионов".

Между тем «Голос Америки» со ссылкой на интервью советского перебежчика, генерала КГБ Олега Калугина сообщил, что разоблачение шпионской сети в США является провалом всего курса русской разведки.

Вопрос «Голоса Америки»: Задержанные в США предположительные агенты российской разведки не имели абсолютно никакого доступа к секретной информации. Они также пользовались странными методами связи: невидимыми чернилами, азбукой Морзе, тайниками в отдаленных уголках штата Нью-Йорк... Предположим, что выдвинутые против них обвинения являются обоснованными. Какую пользу они могли принести российской разведке?

  

Олег Калугин: Действительно, по старым советским стандартам способы получения информации о Соединенных Штатах несколько необычны. В мое время разведчики, работавшие под разными официальными прикрытиями - как дипломаты, журналисты, сотрудники исследовательских учреждений, торговые работники, моряки дальнего плавания - собирали вполне серьезную информацию и обеспечивали безопасность страны с точки зрения сохранности ее интересов.

Когда я работал в этой организации (КГБ), у нас были такие источники, как Джон Уокер и его семья. Этот человек был сотрудником криптографического отделения Министерства обороны США, он имел доступ к настоящим секретам.

Но нынешнее российское руководство, видимо, не желая дискредитировать дипломатическую службу и желая поддерживать внешний образ России, которая наконец-то входит в мировое сообщество как дружественная держава, вынуждено переключиться с действий профессиональных разведчиков на неофициальные источники. Эта группа из 11 человек - просто что-то удивительное!

Я считаю, что это провал нынешнего курса российской разведки. Я, может быть, политизирую свои высказывания, но многое, что сегодня происходит в России - это мыльный пузырь с примесью нефти и газа, которые позволили России выйти на позиции экономического роста. Это же позволило российскому руководству почувствовать себя более уверенно во внешних сношениях.

Теперь этот шпионаж не носит такого опасного для США или других стран характера. Но «нелегалы» сегодня - это возобновление старой советской практики проникновения в страны, которые считаются потенциальными противниками. Очевидно, что Россия до сих пор остается державой, для которой шпионская деятельность играет важную роль. И это не удивительно - потому что во главе государства сначала как президент, а теперь как премьер-министр стоит человек, который всю свою жизнь и карьеру посвятил именно этой организации (КГБ).

«Голос Америки»: И все-таки - какую ценную информацию могли передать российской разведке владелица риэлтерской компании Анна Чапман или сотрудник турагентства Михаил Семенко? Насколько эффективной является работа таких «нелегалов»?

  

Калугин: Я, конечно, не знаю всех подробностей этого дела, но я бы сказал, что в век Интернета, в век открытости западного общества такого рода нелегальные группы - это пустая трата времени и человеческих ресурсов. Российские разведслужбы не изменили своей тактики со времен окончания «холодной войны».

Для доклада высшему руководству в российской разведке самое важное - так было и в прошлом, и сейчас - показать, что у нас действует сеть агентов. А какого качества информацию они достают - это неважно. Главное - доложить «наверх»: у нас в Америке есть сеть осведомителей, которые имеют или будут иметь еще лучший доступ к американской информации.

Раньше, еще при Андропове, считалось, что нелегалы слишком дорого стоят, что их провал нанесет больший урон разведслужбе, чем провал официальных сотрудников, которых могут просто выслать из страны...»

Отдел мониторинга

КЦ